Конечным пунктом нашей поездки было намечено село Кошница на берегу Днестра, в 40 километрах от Кишинева. Выбор пал на Кошницу не случайно. Удобство сообщения, отдаленность от крупных населенных пунктов и большие возможности в выборе участка для ловли привлекли наше внимание. В селе имеется столовая, магазин, клуб, так что в сочетании с обилием фруктов и солнца создается заманчивая картина идеального отдыха.
Приготовив лески, крючки, блесны, проверив спиннинги и еще раз уточнив по карте маршрут движения, мы, двое любителей рыбной ловли, вместе с женами двинулись в путь. В поездке к нам присоединилась еще одна супружеская чета. Она ехала провести свой отпуск с удочками на Днестре в районе станции Бендеры, но по дороге решила изменить свой маршрут и присоединиться к нам. В столице Молдавии мы пересели на автобус по маршруту Кишинев— Дубоссары.
Эти два города соединены хорошей асфальтированной дорогой, которая проходит по красивой местности. Автобусы курсируют ежечасно. Расстояние между городами — 50 километров. Не доходя 10 километров до Дубоссар, шоссейная дорога приближается к Днестру и далее идет вблизи реки. В этом-то месте, только по другую сторону реки, раскинулось на два-три километра большое село Кошница. Сойдя с автобуса и переправившись через реку, мы прибыли на конечный пункт нашего маршрута.
На месте, как часто бывает в таких случаях, нас ждала неудача. Вода в реке была мутная, как в половодье, уровень ее, несмотря на август, повысился почти на два метра. В (Карпатах, где берет начало река, прошли сильные дожди, которые размыли глинистые берега реки, и обычно чистая вода Днестра неслась быстрым мутным потоком.
Несколько дней нам пришлось ожидать спада и посветления воды. Это время мы использовали для оборудования донок, беседовали с местными рыболовами, изучали реку. Отдельные вылазки пока давали малоутешительные результаты: две-три небольших густерки— вот и весь улов. Но мы не унывали.
В то утро мы встали раньше обычного, еще до рассвета. Напротив села на середине реки раскинулся большой остров. На мысу его одиноко мерцал огонек в шалаше бакенщика, вероятно, ночью он ловил рыбу. Ближний к селу рукав реки мелкий, и мы в сопровождении проводника вброд перебрались на остров. На другом рукаве реки глубина доходит местами до десяти метров. В одну из таких ям и закинул донки мой приятель, а я пошел со спиннингом по песчаной отмели вдоль острова.
На реке было тихо и безлюдно. Изредка слышались глухие всплески у противоположного крутого берега. Там было быстрое течение, ямы и водовороты. Какое волнение испытываешь, встречая утро с удочкой в руках на незнакомой, таящей в себе много надежд реке! Я старался забросить блесну как можно дальше, к противоположному берегу, но преодолеть середины протока мне не удавалось. Первая поклевка. Сначала мне показалось, что тройник зацепил за дно, затем, решив, что это коряга, я начал тащить ее к берегу, но тут «коряга» сильно потянула против течения.
Добыча оказалась двухкилограммовым судаком. Я поспешил поделиться радостью с приятелем и, подойдя к нему, увидел, что он на навозного червя поймал небольшого сома и нескольких густер. Вскоре на одну из донок, заброшенную в глубокое место на середине протока, взяла крупная рыба. Уже близко от берега последовал рывок, и в наших руках остался обрывок лесы. Подошедший бакенщик пояснил, что в этом месте водится сазан, которого здесь называют коробом.
Мы приглядывались к повадкам местных рыболовов, советовались с ними. Это оказалось весьма полезным. Каждая река имеет свои особенности. Здесь спиннинговая ловля почти не практикуется. Из местных рыболовов редко кто имеет спиннинг, а приезжих мало. Да и сами уловы неустойчивы. Лишь однажды мы были свидетелями, как сынишка бакенщика с острова на самодельный спиннинг за один вечер взял на перекате полдюжины килограммовых голавлей.
У нас при себе в это время спиннингов не было, и, когда мы, запыхавшись, вернулись с ними, клев уже прекратился. Из блесен лучшими здесь считаются «трофимовская», «байкал», «универсальная». Но некоторые предпочитают самодельные быстровращающиеся из тонкой белой жести, которые на течении сильно вибрируют.
Большинство рыболовов ловят на донки-закидушки. Делают их так: на большое фанерное мотовило наматывают 25—30 метров лесы сечением 0,6—0,8 миллиметра. Применение более толстой лесы нецелесообразно, так как у нее увеличится площадь сопротивления мощному потоку воды и, следовательно, потребуется слишком тяжелый груз, чтобы лесу не прибило к берегу. Кроме того, это уменьшает чувствительность снасти. К концу лесы привязывают плитку свинца весом 300—400 граммов или камень.
На расстоянии 10—15 сантиметров от груза прикрепляется первый поводок толщиной 0,3—0,4 миллиметра и длиной 15—20 сантиметров. Остальные три-четыре таких же поводка крепятся выше на расстоянии 30—40 сантиметров один от другого. Крючки ставят № 4—6 с коротким цевьем. Некоторые рыболовы, кроме того, тонкой проволокой привязывают к грузу кусок конопляного жмыха. Рыбу привлекает сильный запах жмыха, она кружится около него, наталкивается на насадку и берет ее.
Насадкой служит мамалыга (каша из кукурузной муки) или вет-рица (личинка бабочки-поденки), которую добывают длинными лопатами со дна у крутых глинистых берегов реки. Хорошо ловить и на червя, особенно навозного. Отсутствие растительности в реке делает рыбу очень неприхотливой к выбору корма. Она вынуждена питаться всем, что попадает в воду, а попадают чаще всего помидоры, сливы и яблоки, так как сады и огороды тянутся на многие километры вдоль берегов Днестра.
На эти насадки даже ловят в местах переработки или погрузки фруктов и овощей и несколько ниже по течению. Берет на эту насадку голавль. Лучший период ловли — время сбора урожая. Перед насаживанием на донку помидора или сливы их нарезают на небольшие кусочки и каждый кусочек за кожицу нацепляют на крючок.
Закинув такую донку, рыболов привязывает лесу к короткому прутику, предварительно воткнутому в берег реки, а рядом кладет мотовило с остатками лесы. Бродя по берегу, можно наблюдать у воды ровные рядки таких прутиков. Это значит, что здесь побывал рыболов.
Сильное течение реки туго натягивает лесу. Момент поклевки обнаруживают по отклонению кончика прутика: он начинает дергаться. Чтобы не прозевать поклевки, особенно при ловле на несколько донок, к прутику привязывают самодельный колокольчик, изготовленный из пустой консервной или гуталинной банки с камушком внутри, или сооружают своеобразное устройство: кусок глины, которой всегда много под рукой, разминают и нанизывают на конец прутика, затем приминают глину ладонью и на образовавшуюся площадку кладут камушек или глиняный шарик. Такое сигнальное устройство чувствительно к самой слабой поклевке, и при малейшем толчке лесы шарик падает.
Для того чтобы выбрать и снова забросить такую донку, требуется много времени и труда, особенно при отсутствии навыка, поэтому рыболовы, которые имеют спиннинги, приспосабливают их поддонки.
В Днестре водится разнообразная рыба. Наиболее часто попадается голавль, густера, рыбец, судак, сом. Встречаются также стерлядь, щука, лещ, окунь, подуст, шереспер и другие рыбы. Известны отдельные случаи поимки крупных белуг. Лучшая пора рыбной ловли — весна и особенно осень, а время суток — утро. Мелкая рыба хорошо берет и днем.
Однажды я ловил днем на навозного червя. Клев был весьма интенсивным, несмотря на холодную, ветреную погоду. Поклевки следовали одна за другой, брала густера весом до ста граммов. Мне надоело выбирать донку после каждой поклевки, и я решил немного отдохнуть, оставив снасть без внимания. Кончик донки-спиннинга не переставал упорно дергаться. Когда через несколько минут я взялся за удилище, то вынул сразу пять густерок, сидевших на всех пяти поводках.
Обычно густера брала осторожно, и, если немного промедлить с подсечкой, крючок оказывался пустым, но на этот раз клев был очень жадным. Запомнился и другой случай. Напротив села все время стояла баржа, на которую грузили фрукты и овощи. Однажды, выбирая место для ловли, я обнаружил, что баржи нет. Решил попробовать на этом месте. Не успел я закрепить заброшенную донку-спиннинг, как леса сильно запрыгала. Быстро делаю подсечку и чувствую, что леса не поддается, затем пошла в сторону.
Осторожно подвожу рыбу к берегу, добыча, видимо, не маленькая, но в этот момент леса вдруг провисает. Сход. Забрасываю вновь на это место, и опять поклевка. Вынимаю голавля весом около килограмма. Третий заброс, и на берег вытаскиваю такого же размера рыбца. Клев продолжался весь вечер, а рыболовы, сидевшие от меня в нескольких метрах, ограничились всего несколькими густерками.
Вероятно, у баржи рыба привадилась подбирать отбросы пищевых продуктов, которые скапливались на дне неглубокой заводи.
Незадолго перед возвращением в Москву мы посетили участок реки около районного центра Дубассары, поднявшись на пароходе вверх по реке на 15 километров. Здесь Днестр перегорожен плотиной и охотно посещается рыболовами, как местными, так и приезжими. Условия ловли в районе Дубоссар не отличаются от описанных, к ним можно только добавить ловлю на тюкалку.
Тюкака имеет несколько поводков, каждый из которых оканчивается искусственной рыбкой, выпиленной из белой ручки зубной щетки с вмонтированным в нее и замаскированным в подрезанной щетине крючком. Такую тюкалку при помощи водяного змея запускают против течения на середину реки, ближе к струе падающей воды. Там охотится шереспер.
Участок реки ниже плотины считается самым добычливым. Идя против течения, рыба встречает на своем пути препятствие и останавливается.
Выше плотины река защемлена между двумя высокими холмами и напоминает своим видом глубокое горное озеро шириной не менее километра. В ветреную погоду из-за большой волны условия ловли здесь трудные.