Каспийском море водится редкостная рыба — шемая. Бакинские рыболовы называют ее просто шемайкой. Когда начинается ее клев, рыболовы-спортсмены теряют покой и все свободное время отдают ловле этой рыбы.
Ни шквальный ветер, угрожающий сбросить с берега в море рыболова, ни гонимый ветром песок, слепящий глаза, набивающийся в уши, за ворот,— ничто не может заставить его покинуть рыбалку. Погода для удящего шемаю не является препятствием. В любую погоду хорошо ловится шемайка!
Многие любители-рыболовы берут свои отпуска осенью, ко времени наиболее сильного клева шемайки, чтобы свой отдых на берегу моря сочетать с увлекательным занятием. Поймав шемайку, рыболов сам ее засаливает, а затем вялит и кладет впрок. В прохладном месте очень жирная вяленая шемайка может сохранить свои вкусовые качества до трех месяцев.
Однажды в солнечный апрельский день мы с товарищами попробовали удить в море сазанов, кутумов и воблу в районе Сан-гачалы (в 40—45 км южнее поберегу Каспия). Было безветренно. Сквозь прозрачную воду хорошо виднелось дно. Кроме бычков, никакая рыба не брала. Прождав клева более пяти часов и потеряв надежду на удачу, мы сели в машину и поехали в Баку.
По пути кто-то предложил попробовать половить рыбу в районе Карадага. Времени до вечера было еще много, и мы охотно приняли это предложение.
Выбрав удобное место, все вышли из автомашины и разошлись по берегу моря. Не рассчитывая на успех, мы, не торопясь, собрали спиннинги, насадили рачков и червей на крючки, сделали забросы. Клева не было.
Все же минут через тридцать наш шофер выудил небольшого кутума, а затем шемайку.
Меня потянуло посмотреть улов. Я уже хотел оставить спиннинг и пойти к нему, как в этот момент почувствовал резкий толчок, подсек и выудил рыбу примерно ста пятидесяти-двухсот граммов, внешне похожую на мелкого кутума, но с зеленоватым отливом на спинке.
Это и была первая шемая, пойманная мною. В тот день мне посчастливилось поймать еще пять шемаек. Так начался лов этой рыбы, которую под руководством опытных рыболовов я научился солить и вялить.
Шемая ловится преимущественно на рачков и очень редко клюет на червя. Впрочем, слово «клюет» не совсем подходит к ней. Вернее будет сказать, «хватает». Рыба, в отличие от многих других, сразу и глубоко заглатывает насадку с крючком.
Иногда стайка шемаек, завидев насадку, берет ее нарасхват, и рыболов, выбрав леску, обнаруживает, что на всех четырех или пяти крючках его поводка находится по шемае.
Бывают случаи, что, едва поводок с грузилом ударится о поверхность воды, как чувствуешь поклевку, подсекаешь и вытаскиваешь одну, а иногда две шемайки.
Некоторые опытные рыболовы во время жора шемайки, чувствуя поклевку, умышленно замедляют вываживание рыбы. Они, верно, рассчитывают на то, что еще другая шемайка схватит насадку. И, надо сказать, такой расчет довольно часто себя оправдывает.
В октябре мы не плохо ловили шемайку в районе нефтепромысла Лок-Батан.
Шемая берет не только на донку, но и на поплавочную удочку.
Некоторые рыболовы для ловли этой рыбы с успехом применяют специальную снасть. Она состоит из длинного, до трехсот метров, шнура. На шнуре через определенные промежутки надеты пробки и привязано от пятнадцати до пятидесяти поводков с крючками.
Чтобы эту снасть поставить на море, на конце шнура привязывается накачанная камера от футбольного мяча или нехитрое приспособление с парусом. Гонимая попутным ветром камера или парусник тянут снасть в море. Через час или немного раньше снасть выбирают.
В ноябре прошлого года, когда шемая уходила из моря в реки, мы успешно ловили эту рыбу на песчаных отмелях между нефтепромыслом Лок-Батан и деревней Шихово. В то время несколько дней дули северные ветры, лишь немного стихавшие ночью. Обычно мы приезжали к месту лова к девяти часам утра с заранее наловленными рачками и к полудню добывали по несколько десятков шемаи.
Особенно интенсивным был клев между десятью и двенадцатью часами. Тогда мы не успевали готовить наживку и вываживать рыбу. Шемайка с жадностью хватала насадку, не давая нам передышки. Едва сделаешь заброс, как она, настойчиво дергая, вынуждала выбирать леску.
Довольно часто попадалось сразу по две-три шемайки, а изредка даже по четыре-пять.
Однажды наше внимание было привлечено рыболовом, удившим рядом с нами. Этот рыболов очень хорошо делал дальние забросы, часто вываживая очень крупную шемайку. Вначале мы полагали, что это ему удается за счет дальних забросов, но, как выяснилось позднее, причина крылась в «мелочах», которых мы не предусмотрели.
Когда наш пытливый рыболов Захар Захарович которому требуется продажа недвижимости коста дель соль разговорился с этим «счастливчиком», то выяснил, что он ловит шемайку исключительно на крупного рачка. Чтобы при поклевке рыба засекалась и не срывала безнаказанно насадку, рыболов расширил крючки на сгибах за счет уменьшения длины цевья.
На следующий день Захар Захарович явился на рыбалку с переделанными крючками и стал ловить шемайку по новому способу.
Результат оказался блестящим.