Были у меня в Копановском районе великолепные девоны своей работы. Но если вы задумаете серьезно поохотиться в этих местах, так не соблазняйтесь, пожалуйста, многочисленными прямыми и кривыми рыбками. Многие из них более похожи на рыбку (особенно, когда лежат на столе), чем упомянутые девоны. Только брать их хищники в наших районах никак не желают. В Копанове с ними делать нечего.
В моем архиве валяется много скупленных мною для проверки всяческих фантомов пескариков, уклеек и др. Немало безрезультатного упорства я проявил в свое время, пытаясь хоть что-нибудь поймать на них. Позже я убедился, когда увидел их из своей вышеупомянутой «гусяны», что они сбоку и снизу (в воде) при движении имеют большей частью отпугивающий вид.
Так, имитация пескаря, изготовленная из мастики, при вышеупомянутых условиях становится похожей на что-то веретенообразное, не имеющее заметного вращения с ореолом и блеском. При этом глаз виден только моментами и менее ясно, чем «футуристический» глаз моего девона.
Правда, одна разновидность этих имитаций с отличным успехом применялась мной нередко для ловли судака в его любимых глубоких ямах суводей. Это — мягкая рыбка, около десяти сантиметров длины, сделанная из конусовидного плетеного шелка, внутри пустая.
Спинка у нее синяя, брюшко серебристо-белое. Видимо, по легкости своей, она сконструирована для ловли поверху, то есть на жереха. Но Копановские жерехи особой симпатии к ней не проявляли. Из-за той же легкости она не пригодна для дальних забросов. Но на судака ее и незачем посылать далеко.
Предположим, впадает в Оку какая-нибудь речонка, в устье которой имеется песчаная банка. От слияния быстрого течения речушки с течением Оки образуется веселый стрежень с вырью*. Это и есть самое любимое место для «боя» жерехов — место их шумливой охоты за мелочью. Кстати сказать, волнистая рябь такого стрежня скрывает вас от глаз рыбы даже в самый тихий день, тогда как в иных местах рыба удирает от берега при одном вашем приближении.
В вершине же угла, образуемого таким благодатным стрежнем и берегом Оки, обязательно полагается, по гидродинамическим условиям, быть ямке с подрытыми «печи-нистыми» краями и круговоротным медленным течением. Вот в таких-то ямах и любит дневать судак — это его самая любимая квартира. Впрочем, такие судачьи ямы и жереховые стрежни бывают не только при впадении речушек — они образуются и около большинства мысов берега на крутых поворотах реки.
Однако, не зная небольшого секрета, можно долго и безуспешно водить блесной по такой яме и не вызвать судака на хватку. Дело в том, что блесна обязательно должна чиркать по дну (что ясно ощущается рукой, держащей удилище) для того, чтобы зеленоглазый разбойник изволил ею заинтересоваться и изменил бы своему обыкновению — кормиться ночью на перекатах…
Лучше всего, если блесна уже издали начинала бы эти чирканья по дну. Проведешь ее так метров семь, и при приближении к яме — цоп! — судак на крючке. Узнал я это случайно, когда блесна без моего намерения, «по техническому недосмотру», во время ловли стала выделывать такие фокусы, в результате чего почти каждый раз была судачья поклевка. С тех пор, конечно, я применял это «чирканье» уже преднамеренно. Но из-за обычных неровностей дна в таких ямах этот метод сплошь да рядом кончался не поимкой судака, а крепким зацепом.
Раздумывая, как пособить горю, я и вспомнил о своем легком фантоме: ведь благодаря своей легкости он должен делать гораздо меньше зацепов. Но каким образом уговорить его чиркать по дну? А что если возложить эту обязанность не на блесну, а на грузило? Для этой цели я соорудил, кроме обычной, еще особую оснастку: поводок в полтора раза короче обычного. И на конце его не блесна, а грузило продолговато-конусной или грушевидной формы.
Поводок пристегивался к колечку (около 0,5 сантиметра диаметром), составлявшему одну петлю проволочной восьмерки, другая петля которой, около 5 сантиметров в поперечнике, привязывалась к лесе; от петли же шел обычной длины поводок с фантомом на конце. Теперь чиркало по дну грузило, блесна же шла несколько выше. Немало судачков было изловлено этой снастью. Я не раз замечал и «поклевки впустую»,— конечно, судак хватал грузило. Вот насколько чирканье по дну для него неотразимо привлекательно.
Кроме описываемой блесны, с успехом можно применить «Трофимовскую», «Несравненную», «Оттер» и некоторые другие.