Правильное название этой интересной рыбы — змееголов. Однако на Дальнем Востоке его почти все называют «угрем». Может быть, это потому, что правильное название звучит угрожающе.
Змееголов любит теплую воду, распространен по всему бассейну р. Уссури, но там, где реки начинают приобретать горный характер, т. е. становятся быстрее и холоднее, он не водится. Эта рыба — типичный обитатель тиховодья — озер, тенистых заливов и тихих протоков, она не любит быстрых струй, хотя, конечно, пользуется руслом для переходов.
Змееголов — рыба оседлая, предпочитающая озера, которые на Дальнем Востоке почти все являются старицами. Одни из них связаны с рекою только во время паводков, а другие изолированы, соединяются с рекою лишь при очень больших наводнениях.
Любимое место дальневосточного «угря» — тихое, светлое и глубокое озеро, зарастающее водорослями, с тенистым мшистым дном и тряскими берегами, заросшими камышом.
Змееголов — очень сильная и быстрая рыба. Это — живая торпеда. Однако, промышляя, он не рыщет по водоему, а либо стоит под берегом, спрятавшись среди водорослей или камышей, либо медленно и осторожно обходит свои владения, в любой миг готовый к молниеносному броску. Его тело великолепно приспособлено для такого броска в любых зарослях. Это водяной тигр. Он почти незаметен — так хорошо окраска его тела гармонирует с растительностью.
Летом, во время разлива рек, змееголов идет по течению. В это время его можно встретить на мели, среди кочек, покрытых водой. При этом из воды виднеется его ровный, как линейка, спинной плавник. Змееголов не только может дышать атмосферным воздухом, но и постоянно нуждается в нем. В тихую и теплую погоду на поверхности водоема можно увидеть крупные пузырьки. Это дышит дальневосточный «угорь», выставив рот из воды и делая им дыхательные движения. Так он дышит и на кукане.
Однажды я шел по грязной проселочной дороге в пойме р. Вака (приток р. Имана). Впереди— лужа, откуда в ближнюю протоку чуть заметно струилась вода. Из мокрой травы через дорогу метнулся змееголов. Я не успел моргнуть, как он, извиваясь, уже был в луже. Найти его я не мог — он быстро зарылся в ил. В другой раз примерно то же самое я видел осенью возле болотистой речки Кедровки. Я шел по некошеной траве, рядом послышался какой-то шум. Я осторожно пошел на него и увидел ползущего, змееголова. Воды здесь совершенно не было, только на траве — обильная роса.
Пятикилограммовый змееголов-самец довольно проворно полз к речке. Я понял, в чем дело: неподалеку — болото. Но вода убыла, болото оказалось отрезанным от речки, и угорь вынужден был добираться «посуху». От места моей встречи с ним до речки было примерно двадцать шагов. Впрочем, способность дальневосточного угря «ходить посуху» на Дальнем Востоке известна всем рыболовам.
Змееголов не труслив, — он часто стоит возле удящих рыболовов. Не боится он и лодки, — подпускает ее почти вплотную. Но, разумеется, при «агрессивных» намерениях рыболова либо спокойно опускается на глубину, либо бросается в ближайшие заросли.
Размножение змееголова не похоже ни на одно из совершаемых местными рыбами. В статье Я. Киселева, опубликованной в одиннадцатом номере альманаха «Рыболов-спортсмен», говорится, что змееголов вьет гнездо. Правильнее сказать, что он «выбивает» гнездо. Действительно, когда эта рыба мечет икру, она с большой силой и упорством бьется в покрытой водою траве. Это происходит неподалеку oi кочковатого берега, на мелких, хорошо прогретых местах. Однако «бой», по-видимому, не является способом облегчения икрометания, как у некоторых рыб.
Змееголов своим сильным телом расчищает место для икры. Затем здесь можно увидеть множество янтарных, дробинок маслянистой икры. Происходит это во второй половине июня.
Для чего же змееголову нужно выбивать траву? Видимо, затем, чтобы создать вокруг икры чистое место, чтобы предохранять ее от внезапного нападения врагов. Право же, это очень похоже на сооружение огневой точки: ведь вокруг нее вырубают лес —очищают место обстрела.
Рыба охраняет свое потомство. Стоит показаться вблизи какому-нибудь жуку, рыбешке, червяку, — все это немедленно оказывается в желудке бдительных родителей. Когда из икры выйдут мальки, они сбиваются в плотные стайки. В тихие жаркие дни можно видеть, как мелочь спокойно плавает, пуская пузырьки, у самой поверхности воды. Под ними, у дна, кто-то из ро« дителей всегда «начеку», готовый к защите малышей.
Охрана своего потомства — качество, сильно развитое у змееголова в борьбе за существование Однако это на руку нечестному рыболову: стоит только бросить около гнезда или около мальков крючок с любой наживкой, как стерегущий родитель свирепо бросается и попадает на него. Впрочем, говорят, что мальки не остаются беспризорными: их берет под защиту другая семья. Мне не раз приходилось видеть подозрительно большие стайки мальков. Объяснить, в чем дело, не берусь, но замечу, что обычно семьи дальневосточного угря недружны между собой и водят стайки на почтительном расстоянии друг от друга.
Чем питается змееголов? Пожалуй, всем живым, но главная пища — мелкая рыба и лягушки. Больше всего змееголов любит бычка (хищная дальневосточная рыбешка, похожая на черноморского бычка) и гольяна, которыми кишат здешние озера. Разумеется, не брезгает змееголов мальками и молодью любой рыбы.
Наиболее крупные змееголовы обычно ловятся на больших бычков и 200—300-граммовых карасей. Из всех дальневосточных хищников змееголова следует признать самым сильным и наиболее жизнеспособным. Доказать это не трудно. В Уссурийском крае много изолированных озер-стариц. В них когда-то водились сом, щука и касатка, а ныне безраздельно господствует змееголов. Он выжил всех хищников, оказался сильнее их.
Дальневосточный «угорь» — не стайная рыба. Однако иногда он сбивается в стаи для совместной охоты. Я уже третий год наблюдаю это на одной из уссурийских проток вблизи Имана. Протока — тихая, глубокая, тенистая соединена с большим заливом, где водится много змееголовов. Ее крутой левый берег прорезан бухточкой, а она небольшой «течкой» соединена с мелким озером.
Осенью, когда уровень воды падает и рыба стремится уйти на глубину, по этой «течке» в протоку плывет много мелочи, и бухточка бывает переполнена змееголовами. Они стоят цепью, спокойно поджидая добычу. Стоит какой-нибудь стайке войти в бухточку, как она попадает в зубастые пасти хищника. Затем в бухточке наступает мертвая тишина. Это происходит на удивление слаженно, без драки и толкучки…
Лет 15—20 назад в наших местах дальневосточного «угря» почти не ловили ни спортсмены, ни промысловики. Они довольствовались лишь тем, что случайно попадало на удочку или в невод. В сети змееголов лезть не охотник. Почему пренебрегали этой хорошей рыбой? «А что толку в постнятине!» — отвечали местные рыболовы.
Способы ловли змееголова необычно просты. Ловят так называемыми «тычками». Это тонкая полутора-трехметровая палка с коротеньким, но прочным поводком и крупным крючком, на который накалывают живую рыбешку или лягушку. Палку наклонно втыкают в берег с таким расчетом, чтобы наживка была у поверхности воды. Вот и все. «Тычки» обычно ставят на ночь, а утром их осматривают. Обычно на многих крючках бывает завидная добыча. Вытащить змееголова никакого труда не составляет.
Ловят змееголова и на поплавочную удочку. Поклевка бывает разная, но чаще всего поплавок сразу же погружается в воду. Иногда поплавок показывает резкие «щипки». Бывает, что дальневосточный «угорь» крепко захватывает крючок с наживкой своими твердыми губами и долго держит не проглатывая. Так он может утащить плохо закрепленное удилище и плавать с ним, но при подсечке вдруг выпустит крючок.
Иногда он играет и с лягушкой — наживкой на «тычке». Во всех случаях змееголов предпочитает живую рыбку мертвой, а бодрую лягушку—издыхающей Берет он и на дождевого червя. При ужении карася, например, почти всегда удается поймать двух-трех змееголовов. Самый крупный экземпляр, который мне удалось поймать удочкой, весил около трех килограммов. Вываживание дальневосточного «угря» доставляет большое удовольствие? Попав на крючок, он делает сильный рывок в глубину, а затем выпрыгивает из воды прямо на рыболова.
Жор этой рыбы начинается с наступлением летней жары, т. е. во второй половине июня, и продолжается до конца сентября. Осенью дальневосточный «угорь» бродит по тинистым ямам. В это время лучшая наживка — сеголетняя лягушка, а из снастей — донка. Спиннингом змееголова не ловят: типичные места его обитания не подходят для этой снасти. Хотя мне известны случаи, когда в чистых заливах эта рыба жадно хватала блесну типа «Байкал».
Иногда, когда осень сухая, водоемы — маловодны, а снег выпадает поздно и лед становится толстым, у нас в озерах бывают заморы. Они охватывают не только мелкие водоемы, но и достаточно глубокие, бедные подземными родниками. В такие годы гибнет много дальневосточного «угря» — гораздо больше, чем карася. Весной сердце сжимается при виде этих красавцев, поленьями лежащих вдоль берегов. И почему-то все они — взрослые экземпляры.
Нуждается ли змееголов в охране и защите? Да, нуждается! И в первую очередь надо наладить борьбу с заморами. Однако работники рыбоохраны этим не занимаются, хотя с помощью школьников и общественности спасать озера от заморов не сложно. Стоит только в конце февраля — начале марта сделать проруби и поддерживать их незамерзающими в течение нескольких дней. Так в прошлом году по своему почину поступили школьники села Лобановка Калининского района. Они спасли много рыбы, в том числе и змееголовов.
Змееголова необходимо разводить в закрытых водоемах. Это — стоящее дело. Дальневосточный «угорь» живуч и быстро растет. Однако эту рыбу можно запускать только в водоемы, которые ни при каких обстоятельствах не могут сообщаться с реками. Ведь змееголов — сильный хищник, и, попав туда, где нет бычков и гольянов, он может стать опустошителем водоемов.
Вам требуется качественная пряжа для вязания? Или же пряжа оптом для вашего бизнеса? Тогда интернет-магазин пряжи hobby-yarn сможет предложить вам пряжу по низкой цене, но это не как не отражается на её качестве. Из этой пряжи вы дома сможете связать своему мужу одежду для рыбалки или своей дочери модные вещи.