Наверное, у каждого рыболова есть рыба своей мечты. Едва ли это карасик или ротан, скорее всего, рыбой-мечтой является таймень, ленок, хариус или форель-пеструшка. Но, как бы технически высоко ни был подготовлен рыболов, как бы его снасти ни блистали новизной и передовыми технологиями, с берега дачного прудика или с парапета окруженной мегаполисом реки ему не поймать этих прекрасных рыб. За ними нужно отправляться на труднодоступные реки, сплавляясь по которым только и можно реализовать свою мечту А чтобы путешествие не принесло разочарования, чтобы минимизировать возможные потери, которые могут быть не только материальными, стоит заранее все обдумать.
Тот, кто хоть однажды снимал или смотрел домашнее видео, обязательно припомнит, как в кругу знакомых и друзей оператор непременно комментировал события, происходящие на экране. И делалось это не потому, что зрители были полными «чайниками» в рыбалке, а потому, что оператор, как непосредственный участник действа, в отличие от зрителей, очень хорошо знал истинную причину того или иного события или поступка, совершаемого действующим лицом на экране. Представьте, что мы сейчас начнем просмотр такого фильма-отчета о путешествии, а я буду комментировать его показ, разбирая важнейшие моменты этого путешествия от подготовки до финала, и анализировать просчеты и ошибки, которые совершали герои и от которых я бы хотел предостеречь. Итак, нажимаем кнопку «PLAY».
Вопросы и ответы
Перед тем как заняться составлением маршрута, задайте себе один-единственный вопрос: «Зачем?» И постарайтесь ответить на него честно, не скрывая ничего от себя. При этом, скорее всего, получится некая цепочка «вопрос-ответ». Схема № 1 может оказаться такой: «Зачем? — Чтобы поймать большую кумжу. — Зачем большую? — Чтобы сделать фото. — Зачем? — Чтобы послать в «РсН», где фото опубликуют в разделе «Хит-парад», и обо мне узнает вся страна». В этом случае имеет смысл не связываться со сплавом, что потребует покупки лодок и всего необходимого для сплава по дикой реке, а отправиться на какую-либо из известных рыболовных баз, расположенных на Кольском полуострове. Там под присмотром опытного гида вполне можно поймать рыбу своей мечты, причем с небольшими затратами сил и здоровья и почти без риска «пролететь». Схема № 2: «Зачем? — Побороться с дикой рекой. — Зачем? -Проверить свои силы. — Зачем?-Доказать себе, что еще что-то могу». Тогда купите месячный абонемент в тренажерный зал — недорого и без природы, зато, «потаскав железо», быстренько поймете свой силовой потенциал, причем не напрягая окружающих. В путешествии же почти всегда участвуют более двух человек, и если ваши задачи «проверить себя» столкнутся с желанием напарника просто половить рыбу, то обострения отношений не миновать. А в «автономке» это может привести к жесткому противостоянию, особенно если оба рыболова — мужчины. Если же ваша схема окажется такой: «Зачем? — Хочу побыть на дикой реке, подышать чистым воздухом, — Зачем? — А надоело в городе, пора применить свои навыки на практике, да и сезон самый харюзовый». В таком случае, не откладывая, обложитесь картами и думайте о маршруте.
Жмем «PLAY» и смотрим дальше
Временной фактор
На два-три дня на труднодоступную реку отправляться не стоит. Во-первых, как правило, наиболее интересные для рыбалки места начинаются не от самого старта, куда можно подъехать на автомобиле, а существенно ниже или выше по реке Там, где возле реки есть дороги, поселки, лесные биржи или свежие вырубки, встреча с рыбой вашей мечты может с вероятностью 90% , вовсе не состояться. Настройтесь на то, что придется тупо грести и проводить лодки по шиверам и порогам минимум один-даа дня, чтобы достичь наиболее перспективных участков, причем без результативной рыбалки и по скучной реке. Если этого не сделать, то неожиданно утомительные силовые упражнения с веслом могут сильно подорвать веру в правильность выбора реки и даже в целесообразность поездки как таковой. Во-вторых, учтите, что в относительно населенных районах на реке с пятницы по вечер воскресенья может быть довольно «многолюдно». Три-четыре встречи с местными жителями, кормящимися от реки, либо с «дачниками», отдыхающими в здешних местах и считающими все в пределах 5, а то и 10 км от деревни своей «вотчиной», — почти норма для одного выходного дня. В зависимости от владения путешествующими искусством дипломатии такие встречи могут быть безобидными, неприязненными и, что реже, но так радует, очень добрыми. Лучше постараться так разбить маршрут на дневки и ходовые дни, чтобы населенные пункты (если они сами по себе неинтересны, а продукты докупать не нужно) «пролетать» по выходным и с ходу. Можно и «пересидеть» выходные дни на дневке с хорошей рыбалкой день-два на буднях, но для этого нужно досконально знать возможные выходы с маршрута, чтобы не выбиться из графика движения. Самое оптимальное — найти такую реку, которую можно пройти с понедельника по пятницу, а воскресенье до старта и субботу (следующее за ней воскресенье в запасе!) после финиша посвятить «трансферу» с упаковкой-распаковкой снаряжения. Очень часто сплав по незнакомой реке считают разведкой для последующего, более основательного путешествия. Но, как показывает практика, повторить такое многодневное путешествие обычно не удается, во всяком случае через короткий промежуток времени. Совершить же его через три-пять лет зачастую означает пройти по новой реке, поскольку за этот срок многое может измениться. Мой совет — отнеситесь к « разведочному» сплаву так, как будто это путешествие последнее в вашей рыболовной карьере, Так вы полнее проживете отпущенное на маршрут время. «Фильму давай!» — волнуются зрители. Продолжим… Чтобы добраться до наиболее продуктивных участков реки во время сплава, приходится тратить день, а то и два.
Вход и выход
При самостоятельном планировании сплава по реке, тем более незнакомой, соберите как можно больше информации об этом районе. Выбирая реку для сплава, определите, какие отрезки на ней потенциально интересны для рыбалки и предполагаемых способов ловли. Далеко не все реки в верховьях позволяют ловить, скажем, нахлыстом при вашем уровне подготовки. Как правило, среднее течение многих рек, протекающих через обширные лесные массивы, не изрезанные лесовозными дорогами, является наиболее перспективным для рыбалки. Стоит обратить внимание на:
• подъездные пути к реке и реальные населенные пункты на всем ее протяжении; от места предполагаемого захода на реку до финишной точки. Определите и проверьте (опрос друзей-туристов, Интернет, звонок областному охотоведу или экологу) возможные пути схода с маршрута в случае непредвиденных обстоятельств — болезни, травмы, крушения судна;
• перепад высот от истока (верховьев) реки до места финиша. Эти данные, помеченнье на карте, помогут определиться с сезоном прохождения, режимом движения (по скорости сплава) и общей длительностью предполагаемого путешествия;
• очертания берегов (наличие леса, лугов и болот). Найти подходящее место для стоянки бывает не так просто и в девственном лесу. Не стоит доверять только топографической карте, на снимках из космоса некоторые интересные для рыболова-путешественника реки доступны через сайт «Карты GOOGLE», где удается различить притоки и даже отдельные «прогоны», перспективные для рыбалки, а иногда заметить избу неподалеку от реки. Продолжаем просмотр домашнего видео.
Чудеса техники
Техническая оснащенность -это замечательно, если уметь ею пользоваться. Пользование GPS не сводится к простому нажатию кнопок на приборе, необходимо уметь интерпретировать то, что показывает экран. При попытке совмещения карты GPS и обычной «километровки» порой замечаются существенные расхождения по долго-, те и широте искомой точки. Поэтому необходимо,заранее поупражнявшись несколько.раз на местности, определить погрешности, чтобы в «автоно\’мке» не путаться. Более надежный вариант — воспользоваться отечественными картами, «забиваемыми» в имеющийся приемник GPS, к работе с которым вы привыкли. На практике оказывается, что карта GPS полезна только для ориентировочной оценки своего местоположения, которое желательно сверить с топографической картой. На моем последнем сплаве по реке в Архангельской области с17 по 22 августа разница в расстоянии между двумя притоками была такова: по карте -24 км, по прибору GPS — 18 км. Полезно помнить, что карта, «вбитая» в GPS, обычно не дает представления о рельефе местности и определить, что находится рядом с рекой — болото или луг, невозможно, тем более что обычно по берегам тянется полоса леса, сохраняемая даже при нынешних жестких порубках. Бывало, до тропы или дороги, которая так нужна, прибор показывает каких-нибудь 500-700 м. Рванешь по направлению, проберешься сквозь чащу, вот уже в просвете между стволами виднеется эта цель яростного спурта. Ан нет, не выйти! Метров 100-150 болота, поблескивающего блюдцами открытой воды и ярко-веселой зеленью (кто ходил по болотам, знает эту опасность), которые не обойти ни справа, ни слева, отделяет тебя от желанной дороги или тропы. Днем это всего лишь небольшая заминка в движении с оттенком приключения и малым риском. А в сумерки и особенно ночью такое безоглядное доверие навигатору чревато неприятностями, которые могут при малой опытности «первопроходца» обернуться трагедией. Так что компас и обычная карта — надежные путеводители и по сей день. Вероятно, наличие рации как средства быстрой связи с напарником могло бы помочь в такой ситуации. Но и здесь не стоит обольщаться. Во-первых, радиостанции, способные давать устойчивую связь в высокоствольном лесу, не так часто удается найти. А те, что есть, довольно дороги и, как правило, защищены только от брызг, При случайном же падении в воду (а такое нельзя исключить!) они замолкают навеки, Во-вторых, их все время приходится таскать при себе, что неудобно: порой вызов идет, а у тебя рыба на леске ходит, как упрямая лошадь, И если попытаешься ответить, а рыба сойдет, пожалуй, в сердцах не пожалеешь и рацию! А то и выронишь эту рацию из кармана жилета в воду, доставая коробку с мушками или подлесками. Да и питание к рации нужно… Словом, не всегда эта говорящая коробочка приносит исключительно пользу. Если же число участников сплава больше трех, то и раций должно быть столько же, что уже просто накладно при сомнительной пользе. Кино продолжается.
Коротка кольчужка!
Для сплава с пешим заходом на реку и таким же выходом с маршрута нужна портативная лодка, которую за один, в крайнем случае, за два захода можно было бы доставить с остальным снаряжением к воде без привлечения посторонней рабочей силы.
Два плавсредства на двоих участников гораздо лучше, чем одно. На это есть несколько серьезных причин:
• в случае поломки до полной негодности одного судна второе с одним гребцом сможет взять часть вещей другого рыболова для продолжения маршрута, Хотя последнее придется делать порознь — один по реке, другой, договорившись о точке и времени встречи, — посуху;
• избежать удара о камень, попадания в непросматриваемый порог и других опасностей на реке при движении двух человек на одном судне значительно труднее, чем идя на двух судах поодиночке, но последовательно — в кильватер; • пара человек может идти на одном судне только в случае либо безоговорочного подчинения одного другому, что трудно, либо при наличии полного взаимопонимания, что достигается исключительно длительной «притиркой» индивидов в полевых условиях, Надувные лодки наиболее подходят для неспешного рыболовного сплава по рекам, максимальная сложность прохождения которых «трешка», В отличие от разборных байдарок, они непотопляемы (пробить одновременно все баллоны нереально), в них нечему ломаться и трескаться при ударе о камень, дерево, а неизбежные прорезы днища легко заклеить в полевых условиях. При этом масса «на-дувнушек» из армированного ПВХ при длине 2,2 -3,1 м составляет 8-10 кг, что меньше, чем у портативных судов других типов. Зато грузоподъемность и обитаемость вполне подходят для совершения сплава длительностью 5-7 дней. Главное, на что нужно обратить внимание при отборе лодки для такого плавания, — именно ее обитаемость. Показанные на фото лодки «Тузик-1» (слева) и «Скиф» использовались моим спутником по сплаву и мною. Угадайте, в какой из этих лодок плыл мой товарищ, рост которого 187 см при массе за 85 кг, а в какой ваш покорный слуга, с ростиком 170 см и весящий никак не более 73 кг? Совершенно верно: в «Скифе» был мой спутник! При осмотре этой лодки дома после покупки он развернул ее, накачал (в комнате площадью 22 м2, заставленной мебелью, она казалась кораблем!), сел на штатный пуфик (вместо банки) за весла, помахал ими и решил, что все о\’кей: есть куда упереть ноги и поставить вещи. И только на реке, когда лодочка оказалась на воде, загруженная снаряжением, продуктами и самим гребцом, выяснилось, что от воды посадочное место «седока» возвышается не более чем на ширину в половину ладони. И это без гребка отнюдь не маленькими «лопашнями»! Спешно пришлось перекидывать часть поклажи в мою лодку, что не вызвало моего удовольствия. Ведь я ехал своей мечты и еще предполагал делать фортом, а тут сиди, сидале! Просматривая далее наш условный видеофильм, давайте посмотрим, к чему может привести такое невинное перемещение. Пуск!
Не только систему «лодка-гребец» желательно проверять задолго до путешествия (лучше в полевых условиях), но и самих путешественников хорошо бы проверить на психологическую совместимость (и тоже в «поле»). Это особенно важно, когда на сплав договорились идти только двое мужчин, с уже сложившимися характерами, привычками, приоритетами и ценностями. Молодые люди более импульсивны, но и более покладисты в отношениях друг с другом благодаря переживаемой одновременно радости от жизни. Люди взрослые сильно зависят от своих убеждений, амбиций и состояния здоровья. Это не всегда (пожалуй, даже крайне редко) учитывается при планировании п^ешествия и состава группы. За почти 40 лет рыбалок, слетов туристов, многочисленных «майских водных праздников» на байдарках и других малых судах с элементами водного слалома я по-разному проживал те ситуации, которые возникали в группах людей вдали от огней большого города. Несколько моих путешествий закончились полным разрывом с отдельными их участниками, с некоторыми я дружен и по сей день. Поэтому могу утверждать: психологическая совместимость гораздо важнее, чем вместе взятые прочность судна,количество и качество взятых с собой в плавание продуктов, а также дороговизна личных рыболовных снастей. Это в полной мере ощутится тогда, когда чье-то недовольство в ответ на неуступчивость напарника на безлюдной реке высечет такую искру, что от нее не только костер, но и пожар можно учинить. В качестве рекомендации могу посоветовать поменьше говорить с напарником вообще и о взглядах на жизнь (даже на рыбалку) в частности. Ну а если конфликт готов разразиться -попробуйте глубоко вдохнуть и вспомните что-нибудь очень хорошее из детства. Это помогает избежать вспышки гнева с последующей вероятной рукопашной.
Что там у нас дальше? Кино давай, «сапожник»!
Раздел имущества
На загрузку обычно не обращают внимания: ничего не торчит из лодки, не цепляется за весла, берег и нависающие над водой ветки — и ладно. Но когда один из сплавщиков терпит бедствие, либо сильно отстает от «рванувшего» вперед по реке спутника, либо «киляется», то бишь переворачивается вместе с суденышком, быстро выясняется, кто и что везет в своей лодке. В самом простом случае человек может вывалиться из лодки, потеряв равновесие при прохождении шиверы или прижима. В итоге хлеб, сухари, крупы, сахар, соль и чай (иногда и спички) или оказываются частично подпорченными, или полностью превращаются в кашу. Такие личнье вещи, как туристические рюкзаки и теплая одежда про запас, тоже страдают, но совсем плохо, когда промокают рации, навигатор и фотоаппаратура. И сколько бы ни говорили, что все вышеназванное необходимо упаковывать герметично, наивная уверенность (граничащая с глупостью), что со мной-то уж ничего не случится, расхолаживает, и вещи едут в варианте «кабриолет». Чтобы сократить возможные потери имущества (от оверкиля советом не застрахуешься), рекомендую соблюдать простейшие меры, проверенные практикой.
• Каны-бобики для живца а качестве контейнера надежно защищают от воды имущество и продукты, если в них перед укладкой вещей вставить полиэтиленовый пакет для мусора объемом 35 л. Пакет нужно плотно завязать (веревкой из полипропилена, резиновой тесьмой, кольцом из резиновой автокамеры), перегнув скрученную в жгут горловину, а сам кан закрыть штатной крышкой, привязанной к ремню или проушине емкости
• Рюкзак не стоит полностью разбирать. Сложив в него все объемные вещи (палатку, спальник, одежду), «расфасованные» по полиэтиленовым пакетам, вставьте застегнутый и утянутый рюкзак в мешок (мусорный, на 70-100 л), а лучше в два подряд, Горловину каждого мешка по отдельности завяжите, как в первом случае, и поставьте упаковку в лодку, стараясь не прорвать полиэтилен. Про запас нужно иметь в каждой лодке сверток таких мешков, купленных в хозяйственном магазине; масса их мала, заменяются они быстро (и часто, поскольку легко прорываются) и стоят существенно меньше готовых термоупаковок. Рваные пакеты и мешки мы сжигали в костре.
• Каждый из участников непременно должен иметь в лодке свой полный комплект продуктов. То есть в одной лодке не должен находиться только весь сахар, а в другой — только крупа. В противном случае при аврале на реке с питанием будет туго. Еще лучше, если в лодке у одного сплавщика будет топор, а у другого пила. При оверкиле эти предметы, достаточно часто применяемые на завалах в верховьях рек, тонут первыми, Принайтовы-вать же все имущество в лодке — дело пустое, В надувном судне это хлопотно, при попутной рыбалке за веревочки цепляются снасти, на ходу — ветки и всякие «водяные лопухи», а при оверкиле на саму лодку не влезть, поскольку мешают вещи. А просто вывалившись из лодки, они останутся на плаву, и их можно будет потом разыскать.
• Совет: на каждом рыболове, независимо от предпочитаемых снастей, должны быть вей-дерсы, лучше дышащие, а не са-поги-заколенники. Суммарное время пребывания в воде, конечно, меньше затрачиваемого на сидение в лодке и греблю, но все же в воду приходится лезть часто. При этом спотыкаться о камни и бревна и падать в воду — в порядке вещей. Тогда высокие сапоги просто обуза, ведь быстро их не просушить, а в воде человек их ощущает как гири. Фильм скоро закончится, осталось немного.
Местные традиции
Планируя рыбалку в определенном -районе, стоит узнать о местных обычаях, которые нужно непременно учитывать, чтобы не нарушать привычный и проверенный веками уклад жизни тех людей, с которыми доведется встретиться на реке. Гостеприимство по-разному оценивается городскими и сельскими гражданами. Постарайтесь не злоупотреблять этим качеством местных жителей, но не следует и отказываться от него. Наиболее понятливые и толковые люди в приречных населенных пунктах — охотники и рыбаки, но особенно охотоведы. Их редко доводится увидеть на маршруте, но встреча с ними -великое благо. Они строги и сдержанны, облечены властью, владеют специальными знаниями и располагают самой точной информацией о районе, его животном мире и экологии. Охотовед часто и инспектор рыбоохраны в одном лице, который может подсказать, где, на что и как поймать рыбу своей мечты. Как правило, он еще и крепкий хозяин, знающий свой поселок и людей, в нем живущих. При надобности такой человек поможет и с проживанием, и с выездом, и со связью с внешним миром.
О, финал!
Плыть или не плыть
Худшее, что можно представить — это ночное плавание по незнакомой (да и знакомой тоже) реке. Это романтично, красиво, но крайне опасно. Мне доводилось не раз идти по реке ночью, причем как под веслами, так и, что еще печальнее, под мотором. Совершалось это не от желания почудить и не от избытка эмоций. Просто так случалось. По правде говоря, не стоило этого делать, но что сделал, то сделал. Посему хочу предостеречь от плавания ночью -ничего полезного в этом нет, а вот неприятности можно нажить, и очень просто. Потеряться на воде при наличии нескольких проток и островов — минутное дело: раз-два, и течение уже отнесло вас от входа в правильную протоку, А вернуться на исходную позицию очень трудно, Заблудиться впотьмах на мелководье, заросшем тростником и кустарником, еще проще, и наличие GPS-навигатора не помогает избежать препятствий, Даже на относительно небольшой скорости движения (течение + гребок веслами = примерно 1,5-2 м/с) столкновение ночью с твердым препятствием чревато на реке оверкилем или «подтоплением» со всеми последствиями, отягощенными темнотой и неизбежной паникой, возникающей от сознания своей беспомощности. Поэтому откажитесь от ночного заплыва, даже если он кажется допустимым и необходимым. В путешествии за рыбой своей мечты не стоит рисковать жизнью, и не только своей, но и спутников. Наш воображаемый просмотр Home-video закончен. Надеюсь, зрителям не было скучно. А если захочется просмотреть отдельные стоп-кадры и вспомнить похожие ситуации, в которых вы бывали сами, пробегитесь по фото на этих страницах.
Все права на статью принадлежат журналу Рыбачьте с нами 11/2009