Выгрузив имущество экспедиции на галечный остров между двумя протоками, мы собрали рафты -большой, для экипажа из четырех человек, и поменьше, взявший на борт троих пассажиров. Оба рафта — от фирмы «Рафтмастер» и специально предназначены для сплава по горным рекам. Когда все готово к спуску на воду, наступает время рыбалки. Остались позади сборы, расходы, дорожные хлопоты.
Рыбалка на Юдоме — начало
Теперь все подчинено одной цели — достижению великой рыболовной мечты. Снасти в воду!
Первый успех всегда дорог. Мы свято верим, что таким образом судьба награждает того, кто больше других постарался, чтобы поездка состоялась. И удача улыбнулась одному из авторов этих строк. Владимир после часа упорного блеснения выловил на глубине под крутым скалистым берегом прекрасного острорылого ленка на 2 кг. Рыба в реке есть!
Поскольку наш тур — рыболовный, то, двигаясь по реке, мы облавливаем все без исключения места, пригодные для стоянок рыбы. В дело идут колеблющиеся блесны, «вертушки», тандемы, воблеры, благо в походных сумках мы везем с собой коллекцию приманок, достойную витрины любого рыболовного магазина.
Вода в Юдоме — мутно-зеленая, несет с собой много мусора. Михаил объяснил, что такой оттенок ей придают мельчайшие частицы пыли, которые попадают в реку при таянии ледников.
Сплав проходит на высоте 600 м над уровнем моря. Слышать, что таймень ловится так высоко, нам не приходилось. Это обстоятельство плюс почти полное отсутствие клева вызывает известные сомнения. И рыбалка действительно несколько отличается от наших представлений о «рыболовном рае». За день сплава поймано всего несколько ленков, хотя привлекательных мест на реке очень много. Чего стоят только лишь Юдомские ворота -одно из красивейших мест, увиденных за многие годы наших путешествий!
Мы облавливаем глубокие улова, спокойные плесы, ямы, точки ниже порогов, устья притоков. Рыбы или нет, или ее очень мало. В общем-то ситуация знакомая, и такова специфика ловли на сибирских реках: рыбу поймать легко — гораздо сложнее найти места ее концентрации.
Достигаем устья большого притока Кяла, который впадает в Юдому несколькими мелкими рукавами. Глубина в устье — воробью по колено. В одном из рукавов, на глубине 30 см, замечаем длинное бревно, которое на поверку оказалось крупным тайменем, стоящим головой вверх по течению. Он никак не отреагировал на наше появление. Похоже, таймень чувствует себя не слишком хорошо, раз мелководье Кялы с ее сравнительно чистой водой ему пришлось более по вкусу, чем мутная Юдома.
Михаил, комментируя поведение тайменя, объясняет, что, по-видимому, дождливое лето привело к аномальному таянию ледников, уровень воды в реке оставался стабильно высоким, и в этой воде находилось много не успевающей оседать взвеси, которая забивает рыбе жабры, — это и является причиной плохого клева. Такая гипотеза несколько огорчительна, но выбора у нас нет.
Рыбалка на Юдоме — эпизод 1
Однако вернемся к тайменю, лежащему на мелководье. Сочувствие к его бедственному положению полностью отбило у нас спортивный азарт. Но эксперимент необходим. Возьмет ли рыба приманку в таком состоянии? Право ответа на этот вопрос доверили Андрею которому нравится играть в игру лего.
Андрей бросает легкую «вертушку», которую таймень сразу хватает, подтверждая свою репутацию грозного хищника. А наказание за проявленную рыболовом беспечность следует незамедлительно -таймень без труда сплющивает своими могучими челюстями мелкий крючок и легко уходит, выплюнув блесенку.
Но тайменя в этом месте мы все-таки поймали, и сделал это Михаил. Встав рано утром, он «прочитал» реку, переправился на другой берег Юдомы, где в глубоком улове, под скалой, располагался дом тайменя. Небольшой хищник, весом около 7 кг, был взят по-спортивному, польстившись на один из неотразимых стримеров, разработанных самим нахлыстовиком.
В этом успехе есть как минимум два примечательных момента. Первый — пойман самый высокогорный таймень, о котором мы когда-либо слышали, — высота «ад уровнем моря в устье Кялы — 655 м. Второй -получено «вещественное доказательство» присутствия тайменя в Юдоме, поскольку ни в одном из письменных источников о реке нет свидетельств тому, что здесь водится эта рыба. А следовательно, Михаилу по праву принадлежат лавры первооткрывателя.
Ниже устья Кялы на Юдоме начинаются разбои — река дробится на множество небольших рукавов, и рафты должны держаться в пределах прямой видимости друг от друга, чтобы не потеряться. Разбои — это продукт зимних наледей. Когда река промерзает до дна, вода начинает пробивать себе новое русло и разливается в его поиске по всей долине.
Рыбалка по-прежнему идет «трудовая». Несколько увесистых щук выловлено нами в протоке, соединяющей реку с небольшим пойменным озером. Там же мы видели и небольшого тайменя, но адресованную ему блесну перехватила выскочившая из засады щука и спасла таким образом более благородную рыбу от процедуры обмера и взвешивания.
В условиях паводка рыба ищет спокойную воду, заходит в так называемые отстойники — места, где нет сильного течения, несущего основной вал мути. Особенно хороши небольшие чистые ручейки, имеющие выраженное устье с твердым дном и хотя бы небольшую глубину. Здесь рыба может укрыться от примесей, забивающих ей жабры и затрудняющих дыхание. Именно в таких местах ловля на Юдоме была успешной.
На сплаве мы используем (и советуем другим иметь под рукой) по два готовых к работе спиннинговых удилища. Одно из них — мощное, лососевое, оснащенное силовой катушкой и прочным шнуром (обычно это «FireLine» 00,25 мм или Power Pro 30 lb), применяется для облова перспективных мест, где может стоять крупная рыба. Второе удилище — это легкий спиннинг, с тестом от 3 (или меньше) до 10 г, с небольшой, но качественной катушкой и запасом крепкой монофиламентной лески 00,18-0,2 мм для ловли мелкой и средней рыбы.
Легкий спиннинг позволял с успехом ловить на Юдоме ленка и крупного сига. В спокойных протоках и отстойниках рыбалка бывала очень успешной. Сиг-пыжьян, с его небольшим ртом, гораздо охотнее атаковал мелкие блесенки с лепестком типа «long». Лучшей приманкой для легкого спиннинга оказалась блесна «Ока», безупречно работавшая как на течении, так и в спокойной воде.
Незабываемые впечатления мы получили от рыбалки на притоке Юдомы — Тельги. Это бурная и полноводная боковушка с отличной популяцией ленка. Здесь мы, пожалуй, впервые с начала путешествия по Юдоме получили полное удовлетворение от клева.
Потешили душу наши нахлысто-вики. Они уходили высоко вверх по реке и в каждой ямке, на плесах, ниже перекатов, за крупными камнями — везде находили рыбу. Ленок прекрасно ловился в вполводы и со дна на крупные утяжеленные черно-фиолетовые и черно-красные стримеры, а также с поверхности на различные черные и красные бомберы из меха и пенополиуретана.
Острорылые ленки в Тельги радовали своими размерами. Экземпляры 1,5-2,5 кг считались обычными, а самый крупный ленок весил не менее 3,5 кг.
На легкий спиннинг попался тай-мешонок (до взвешивания, правда, дело не дошло).
Ночью мы вдвоем отправились «мышковать» на Тельги. Выбрали для рыбалки небольшой плес шириной около 30 м вблизи устья. Ночь спустилась темная, хоть глаз выколи. Забрасывали, руководствуясь исключительно ощущениями, поскольку увидеть что-либо было просто невозможно.
О.З.: Я ловил на искусственную мышь, изготовленную мастером-таймешатником из г.Зея Дмитрием Кремневым. Как только она сочно шлепнулась на воду, начал подмотку. Сначала услышал булькающий звук в темноте (ленок попытался «утопить» приманку, бросившись на нее сверху), затем почувствовал рывок, подсек, но сопротивления не было. На втором забросе ленок уже без звука схватил «мышь» и надежно сел на все крючки. Взвесили — размер достойный, около 2 кг.
Владимир ловил на мышь-«jointed» собственной конструкции. После нескольких забросов и на его приманку попался увесистый ленок.
Перешли на Юдому. У Владимира было несколько «выходов» мелкого ленка, но кончились они безрезультатно. По-видимому, именно паводок на Юдоме явился причиной столь разного поведения рыбы в основной реке и в ее притоке.
На шестой день путешествия мы подошли к порогу Дикий. Это самое сложное препятствие при сплаве по Юдоме. Река в этом месте пропилила выход коренных пород, но в русле осталось несколько больших островов. Центральная и правая протока -порожистые, с ощутимым перепадом воды и большими камнями в русле. Левая протока — более спокойная, но она не просматривается с воды, а разведка по берегу затруднена.
Рыбалка на Юдоме — эпизод 3
Прежде чем миновать порог, ловим на плесе, перед сливом. Здесь нам попались небольшой таймешонок и крупный ленок, но больше рыбы нет или она не хочет брать. Проходим порог правой протокой, как положено, с адреналином в крови и мокрые с головы до пят. Смотрим на карту: дальше горный участок реки заканчивается, начинаются широкие плесы со спокойным течением.
Опыт предыдущих походов подсказывает, что необходимо задержаться именно здесь, на пороге, поэтому разбиваем лагерь в удобном, «продуваемом» месте в километре ниже порога. Здесь нам предстоит прожить три дня. а затем перелететь на Урак.
Прошедший накануне ливень поднял уровень воды в реке еще выше. После безрезультатного облова порога решаем попытать счастья на многочисленных озерах, раскинувшихся в долине Юдомы.
Ближайшее из них — в 400 м напротив нашего лагеря, на противоположном берегу реки.
Мы вдвоем отправились туда первыми. Через 20 минут ходьбы по редкой лиственничной тайге «паркового типа» нам открылось озеро. Первые забросы закончились ничем. Прошли по берегу к истоку небольшого ручья, соединяющего водоем с рекой. В этом месте у берега — заросли густой растительности.
В.Т.: Олег забросил свою любимую приманку — тандем «Ырра-Rasanen» — в окно среди травы и вытащил небольшую щучку; я начал ловить на «вертушку» окуней. Рыба клевала весело, но экземпляры для Сибири были некрупные: щука — до 3,5 кг, окунь — 200-600 г.
На этом озере мы открыли для себя новый способ ловли.
О.З.: Шнур обмотался вокруг вершинки удилища, и мне пришлось распутывать получившийся узел. Во время этого занимательного занятия неожиданно из воды выскочила довольно крупная щука и попыталась схватить колеблющуюся блесну, которая болталась примерно в полуметре над водой. После этого я уже целенаправленно опустил блесну в воду, оставив не более метра свободного шнура. Приманка успела сделать не более трех планирующих движений, как была схвачена щукой.
Отказавшись от дальних забросов, мы просто шли с Владимиром в «болотниках» вдоль заросшей береговой кромки. С каждой тонки таким же способом удавалось взять по нескольку щук и окуней. Надо ли говорить, что ловля была очень азартной, поскольку все поклевки происходили тут же, что называется, на глазах. Мой товарищ метко окрестил этот способ «ловлей по-рязански», сославшись на известные ему факты поимки щук схожим методом в Мещере.
На второй день стояния на пороге Олег Абрамов, связавшись с Охотском по спутниковому телефону, запросил вертолет для переброски группы на лососевую реку Урак. поскольку после коллективного обсуждения мы пришли к выводу, что после паводка вряд ли стоит надеяться на удачную рыбалку на Юдоме. Как это часто бывает в жизни, все, что происходит, обычно происходит к лучшему. Погода была нелетная, и если бы не это обстоятельство, мы, возможно, так никогда и не узнали бы истинных возможностей Юдомы.
Раз пока нельзя лететь, решили продолжить изучение близлежащих озер. Андрей Краснополов и Олег Закржевский отправились на озеро Кривое.
Дорога туда по труднопроходимой тайге заняла три с половиной часа. Но рыбалка оправдала затраченные силы. «По-рязански» отлично ловились окунь и щука (самая большая весила 4,5 кг). В найденном уловистом месте горбачи просто «вешались» на различные типы блесен, особо не привередничая.
Обратный путь отнял много сил. Таковы особенности сибирской рыбалки: более шести часов на дорогу ради полутора часов ловли.
Ловля на безымянном озере близ порога порадовала крупным окунем. Горбачи брали весьма достойные, длиной около 35 см, причем Михаил успешно ловил щуку и окуня нахлыстом.
Приятным сюрпризом стало добавление к нашему походному рациону свежего мяса. Постарались егеря, завалившие дикого северного оленя.
Вечером собрались у костра, уставшие, но удовлетворенные результатами рыбалки. Не было только одного из авторов, который ушел к дальнему озеру на разведку. Уже темнело, и остальные начали беспокоиться, но, к счастью, понапрасну.
В.Т.: Устав от походов по озерам за окунями и щуками, я обратил внимание на то, что вода после дождевого паводка уже упала и просветлела, и переправился на другой берег.
Пошел в сторону порога, тщательно облавливая все потенциальные стоянки тайменя. Я не мог поверить, чтобы за неделю пятеро опытных спиннингистов и на-хлыстовик с огромным стажем лососевой рыбалки, работая по десять часов днем и по нескольку часов ночью) на совершенно дикой реке поймали всего четырех таймешат…
Подошел к выходу из порога левой протоки. Забросил вверх по течению и медленно провел по границе струи вдоль скалы «Blue Fox» №5 — и вот она, долгожданная тай-меневая хватка. После непродолжительной борьбы серебристая рыба оказывается на берегу. Быстро взвешиваю (весы показывают 2 кг), фотографирую, и после небольшой реанимации рыба скрывается в глубине.
Настроение улучшилось. С удвоенной энергией облавливаю реку, стараясь не пропустить ни одной потенциальной засады тайменя: улова, тени за камнями, ямки под скалами, выходы из ям перед сливами. По собственному опыту знаю, что крупный таймень не любит быстрого течения и предпочитает глубокие места со спокойной водой, где он может, не тратя лишних сил, поджидать свою добычу.
Рыбалка на Юдоме — эпизод 3
Через некоторое время подхожу к очень перспективному месту — в середине порога каменная гряда на треть перегородила левую протоку, и вода тонкими струйками сливается с камней. Дна не видно, основная струя проходит метрах в сорока от берега.
Делаю первый заброс вдоль берега под гряду. Мгновенно следует мощная поклевка, и ярко-красный хвост, показавшийся над водой, возвещает, что рыба не самая маленькая. Через несколько минут 8-килограммовый таймешонок оказывается на берегу. Отпускаю рыбу и трясущимися руками пытаюсь прикурить.
Успокоившись, проверяю шнур -не поврежден ли, на всякий случай перевязываю блесну (такая привычка появилась у меня после того, как огромный таймень оборвал шнур на изношенном участке). \’ После нескольких забросов удается положить блесну под камень, с которого тоненькими струйками стекает вода, тут же следует рывок — есть! Делаю контрольную подсечку и пытаюсь не пустить разбушевавшуюся рыбу на струю. В поляризационных очках хорошо видно, как мечется в воде таймень…
Выбрав место, аккуратно завожу его в заливчик, левой рукой крепко сжимаю хвостовой стебель и выталкиваю рыбу на берег. Есть таймень в реке! Вес 10,7 кг, длина 106 см — вот он, долгожданный подарок Юдомы.
…Разумеется, услышанная история никого не могла оставить равнодушным. Получалось, что тайменя в реке немало, поэтому на следующий день чуть свет соавтор Владимира направился к порогу Дикому.
О.З.: Сам порог — довольно длинный, более километра скал и крутого берега. Подойти к воде можно далеко не везде. Все доступные для заброса места я тщательно проверил, но пока безрезультатно. В .центральной части порога левую протоку, вдоль которой я шел, перегородили огромные валуны, между ними оставалось только немного места для слива. Струи воды, прорываясь между валунами, впадали в омут с относительно спокойной водой. Я догадался, что именно в этом месте вчера отличился Владимир.
По всем признакам, таймень должен был стоять именно здесь, но полчаса упорного блеснения ничего не дали. В какой-то момент я уже отчаялся, но неожиданно заметил недалеко от берега длинное бревно неестественно красного цвета. Взобрался на скалу и увидел крупного тайменя.
Но увидеть тайменя — это еще не означает поймать его. Я перепробовал все приманки из своего арсенала, но хищник никак не реагировал. Оставалось изменить тактику.
Прицепив медную «ВЫе Fox» Мб, забросил ее прямо в струю, которая врывалась в омут. Блесна в этот момент имитировала ослабевшую рыбку, подхваченную течением. После нескольких оборотов катушки я почувствовал слабый толчок, который передался через шнур, потом второй удар и третий. Затем последовали своевременная подсечка, ощущение зацепа за камень и сильный рывок большой рыбы.
Поначалу я неверно оценил ее размеры. Даже подумал, что это один из вчерашних тайменей, который, побывав на крючке, стал более осторожным. Но уже через несколько минут вываживания стало совершенно ясно, что борьба предстоит нешуточная. Таймень рвался на течение, норовил уйти под камень и оборвать шнур.
Пришлось прибегнуть к силовому вываживанию и ограничить возможности для маневра крупной рыбы, немного зажав фрикцион. Это был рискованный, но необходимый шаг, поскольку места для вываживания в пороге практически не было. Через 20 минут борьбы удалось завести тайменя в маленькую выемку на берегу и взять руками. Весы остановились на отметке 18 кг.
Это был не самый крупный таймень в моей рыболовной биографии, но, несомненно, самый «трудовой».
Примерно через час я поймал на том же месте тем же способом -проводкой вниз по течению — еще одного тайменя, но уже поменьше, на 8 кг…
Начало клева тайменя мы объяснили значительным просветлением воды, которое наступило буквально в последний день нашего путешествия.
Но времени на развитие успеха уже не оставалось, ведь впереди нас ожидало путешествие на лососевую реку Урак.