Если сезон ловли лосевых в Швеции еще не открыт или уже закрыт, здешние нахлыстовики все равно могут не сидеть без дела — одни переключаются на ловлю радужной форели в культурных хозяйствах, другие удят треску в море, а я не прочь поохотиться на крупных окуней. Кстати если вам требуется приобрести к зимнему сезону мотобур рекомендую купить его здесь instrument-e.ru
Описание ловли окуня в приустьевом участке р.Сакс на юге Швеции — пример того, как можно ловить эту ставшую здесь почти традиционной для нахлыста рыбу.
Весенняя и осенняя жировки окуня всегда привлекают на водоемы множество рыболовов — оно и понятно, азарт и большой улов дополняются отменными гастрономическими качествами этой рыбы. Однако большие скопления окуня часто состоят из особей относительно среднего, по местным меркам, размера, скажем, до 0,5 кг. Настоящие же горбачи ведут практически уединенный образ жизни, и если собираются в компанию, то насчитывает она не более десятка рыб, а чаще всего 3-5 рыб. Это я мог наблюдать воочию на неглубоких участках реки.
Обычно горбачи держатся особняком от «молодежи», и если вас замучила 300-500-граммовая «мелочевка», надо сниматься с места. Ловля крупного окуня — это очень активная рыбалка, заставляющая постоянно двигаться в поисках крупных одиночек или их небольших стай. Иногда за день ловли случается поймать лишь одного-двух горбачей весом более 1 кг, и это хороший результат. Мне ни разу не удавалось поймать более пяти окуней за день. Рыба же на 1,5-2,0 кг заставит снять шляпу любого.
Проблема ловли крупного одиночного окуня, как это ни покажется парадоксальным, упирается в его генетически заложенный стайный образ жизни. Если, например, в стае мелких окуней хотя бы один делает выпад в сторону приманки или даже просто выказывает интерес, немедленно ближайшие соседи приходят в движение.
Соревновательность и «рыбья зависть» у окуня развиты просто чрезвычайно. В погоню включаются все рыбы, попадающиеся на пути прохода приманки через стаю. Стоит одному попробовать щипнуть движущуюся мушку, как немедленно образуется куча-мала, и как результат один из полосатых оказывается на крючке.
С одиночками этот номер не проходит, и в ход идут другие приемы, побуждающие хищника к хватке. Хотя, положа руку на сердце, я все-таки склонен думать, что в подавляющем большинстве случаев лишь горбачей из небольших стай можно по-настоящему спровоцировать, и именно потому, что в стае легче возбудить охотничий азарт. Как ни крути, а до того, как они стали одиночками, росли-то они в стае…
Хотя, конечно, случаи поимки «чистых» одиночек тоже имеют место. Для таких индивидуалистов обычно очень трудно подобрать подходящую мушку, и их можно скорее подловить с хорошей имитацией мушки во время интенсивной охоты, когда мелюзга веером летит во все стороны по поверхности воды.
Побудить горбача «соревноваться» можно, и используя оснастку «близкий тандем». Лет пятнадцать назад, когда я начал активно применять лидирующие мушки при ловле спиннингом, я несколько раз был свидетелем прямо-таки высшего пилотажа, который демонстрировали полосатые на подмосковных водоемах.
Преследуя «близкий тандем», состоящий из мушки и колеблющейся блесны, окуни обходили блесну по дуге и хватали именно мушку. Ни разу не припомню я случая, чтобы окунь польстился на блесну в этой оснастке. Хотя, возможно, это утверждение может распространяться только на привередливого подмосковного окуня.
Обычно если я ловлю на две или три мушки, то расстояние между ними составляет примерно 1 м и подразумевает приглашение рыбе сделать свой выбор. В «близком тандеме» лидирующая мушка, обычно небольшой стример или нимфа, располагается в 10-15 см перед большим щучьим стримером длиной 10-15 см.
При разнесении мушек на большее расстояние эффективность метода сильно снижается. Почти никогда невозможно угадать, какой тип проводки лучше применить к данному индивидууму. Для одного неторопливый подбор шнура «восьмеркой» будет привлекательным, в то время как другой польстится на мушку, проведенную резкими потяжка-ми с продолжительными паузами.
Одно можно с уверенностью утверждать: крупный окунь в отличие от своего более мелкого собрата не любит подолгу следовать за мушкой, и если он решается атаковать и берет ее, то обычно в радиусе 1-2 м от места стоянки или боя. Мне приходилось иногда менять до 10 мушек, прежде чем следовала хватка.
В ловле крупного окуня, как и в ловле форели, очень важно, чтобы стиль проводки соответствовал применяемой мушке. Бессмысленно «смыкать» нимфой в манере, более подходящей для мокрой мушки или стримера, и скорее у стоящей где-нибудь поблизости морской кумжи не выдержат нервы, чем у умудренного опытом золотобокого броненосца.
Осенью на Саксе ловят в основном возвращающегося из моря окуня, и удачные мушки часто имитируют не только малька, но и креветку или гаммаруса. Последние пару сезонов очень хорошие результаты показали имитации пиявки. Как ни странно, но крупный окунь, отъедавшийся все лето на морской мелочи типа песчанки, корюшки, молоди саргана, креветке или гаммарусе, просто не может устоять перед этим пресноводным лакомством.
Хотя подозреваю, что по своей форме и характеру движения пресноводная пиявка очень напоминает пескожила, в изобилии населяющего прибрежные песчаные отмели. Это подтверждает и тот факт, что окунь здесь берет не только на черные или коричневые имитации, но и на оливковые, бежевые и даже белые.
Снасть для ловли горбача не должна быть грубой. Обычно я ловлю удилищем 6-го класса, плавающим или интермедиат шнурами. Поводок диаметром более 0,2 мм при ловле стримерами или мокрыми мушками вызывает подозрение у этих 10-15-летних полосатых патриархов. При ловле на нимфу или имитацию гаммаруса я с опаской ставлю 0,14-0,15 мм. Приходится мириться с обрывами, если вместо окуня на крючок села осенняя серебрянка-кумжа на 3-5 кг.
В последнее время я предпочитаю использовать в качестве поводков только флуорокарбон. Его почти вдвое больший удельный вес по сравнению с обычным нейлоном дает возможность лучше контролировать проводку, а предельно низкий коэффициент отражения позволяет поводку буквально «растворяться» в воде.
Думаю, тем нахлысто-викам, которые захотят попробовать себя на ловле крупного окуня, интересно будет ознакомиться с несколькими моими фаворитками.
Размер мушек может сильно варьироваться, хотя стоит отметить, что горбач предпочитает не размениваться по мелочам и чаще берет достаточно крупные мушки, связанные на крючках №6-8. У меня был случай, когда, найдя небольшую стаю горбачей и перепробовав все свои самые ударные мушки, я в конце концов от отчаяния привязал щучий стример длиной 15 см.
На первой же проводке крючок засел глубоко в горле одного из этих привередливых красавцев. В то же время довольно часто крупный окунь соблазняется относительно небольшими, №10-12, имитациями нимф и гаммаруса. Это становится особенно актуально с понижением температуры воды. Правда, проводка должна всегда быть более или менее активной: «мертвый дрейф» горбач не признает.
Наилучшие результаты были у меня при подборе шнура «восьмеркой» или с имитацией всплывающей нимфы.
Я почти не встречал в статьях как западных, так и российских авторов упоминаний об использовании Snap-«KpK)4KOB» фирмы MUSTAD, предназначенных для соединения поводка и мушки. А жаль. У мушки на 8пар-«крючке» появляется дополнительная степень свободы, и кроме того, этот тип крепления позволяет в считанные секунды менять мушку, не обрезая поводок, что тоже немаловажно.
Ранней весной или поздней осенью, когда холод сковывает пальцы, или в сумерки это нехитрое приспособление сохранило мне не один десяток драгоценных минут активной ловли.