Едва ли что-либо другое вызывает более ожесточенные дискуссии среди спиннингистов, чем выбор цвета приманок, поскольку на хищных рыб определенные краски оказывают буквально магическое действие. Однако не всегда и не везде и рыб не каждого вида соблазняют одни и те же краски. Понять, когда и на какие оттенки цвета реагируют хищники, а какие краски оставляют их равнодушными, для рыболова очень важно. Кстати сказать, речь при этом действительно идет о нюансах. Так, красный цвет красном)\’ — рознь. Предложите опытному любителю ловли на пилькер набор твистеров огненно-красного, вишневого, светло-красного, карминного и рубинового цветов, может быть, еще с блестками или без них. Вместо благодарности наградой вам будет, вероятно, усталая улыбка: «Оставь себе все это, я обойдусь моими японского красного цвета». Японский красный… Никогда не слыхали о таком? На первый взгляд, этот цветовой оттенок неброский; он не особенно светлый, но и не темный, к тому же не крайне яркий, но все же явно необычный. И все же этот специальный цвет из страны восходящего солнца -отличный пример того, как рыба (в данном случае треска) выборочно реагирует на совершенно определенный цветовой оттенок. Когда еще об этом широко не говорили, посвященные оставляли далеко позади своих ничего не подозревающих коллег с их нор мально-красными и имеющими иную окраску приманками на отдельных поводках. Результаты ловли 10:1 были не редкостью. Не удивительно, что сегодня вряд ли найдется хоть один приверженец пилькеров, у которого, по меньшей мерс, половина приманок не была бы японского красного цвета. Но треска не единственная рыба, для которой цвет приманки обладает почти сверхъестественной притягательностью. И у судака есть свои предпочтения: для него таковыми являются приманки цвета «шартрез». Шартрез — это флуоресцентный желтый цвет. Не каждый специалист по ловле судака это открыто признает, но огненно-желтые твистеры и воблеры часто являются лучшими приманками, провоцирующими судака на атаку.
Предпочтение невидимому
Итак, треска особенно хорошо ловится на приманку японского красного цвета, а судак на приманки цвета «шартрез». Но как возникает у рыб такое предпочтение какой-либо окраске? Схожесть с окраской натуральной рыбки не играет при этом никакой роли. Да и кормовые животные трески р не красного цвета, а судака в не ярко-желтого. Уловистость основывается на чем-то совершенно ином, невидимом. Оба цветовых оттенка относятся к так называемым светящимся краскам, которые нашему глазу кажутся просто светлыми эффект, основывающийся на действии на человеческий глаз ультрафиолетовых лучей. Эта коротковолновая составляющая светового потока проникает на сравнительно большие глубины водоема. Видимые дтя нас краски дневного света (дневной свет является смесью гак называемых цветов спектра) бледнеют с ростом глубины и в конечном счете исчезают совсем. Ультрафиолетовые лучи, напротив, достигают более гяубокщ слоев воды. В соленой воде ультрафиолетовые лучи проникают глубже всех других составляющих спектра.
Задача рыболова состоит в том, чтобы эти лучи, которые непосредственно не воспринимаются ни человеком, ни рыбой, обратить в свою пользу. Обычно окрашенные приманки с увеличением глубины становятся все менее заметными. В конце концов они бывают видимыми не лучше, чем черная кошка в темную ночь. В этом случае порция ультрафиолетового света на глубине ничего не меняет. Напротив, приманки, обработанные флуоресцентными или фосфорес-центными красками, улавливают ультрафиолетовое излучение и начинают светиться.
Ультрафиолетовое излучение заставляет приманки светиться
Этот феномен известен по прибор для проверки банкнот. Под лампой, которая излучает ультрафиолетовые лучи, все видимые при дневном свете краски на банкноте остаются темными. Однако некоторые обычно невидимые значки начинают светиться. Они напечатаны реагирующими на ультрафиолетовое излучение флуоресцентными красками. Лампы, излучающие ультрафиолетовые лучи, стужат в первую очередь для того, чтобы идентифицировать фальшивые банкноты. И рыболов)\’ они могут показать, почему рыба на определенные приманки ловится очень хорошо, а на другие (по вид) почти такие же) — совсем не ловится. Они, например, приоткрывают завесу тайны над приманками японского красного цвета. Если мы облучим группу пластиковых приманок, пиль-керов или воблеров различных оттенков красного цвета в затемненном помещении ультрафиолетовыми лучами, то заметим, что некоторые красные тона вообще не видны, в то время как другие, как бы освещенные изнутри, кажутся тлеющими углями. Под воздействием ультрафиолетовых лучей японский красный светится не особенно ярко, он представляется человеческому глазу лишь как особенно насыщенный красный тон. Может быть, в этом и кроется причина того, что треска и другие рыбы так хорошо реагируют на него. Дело не только в одной яркости, иначе приманки цвета «шартрез» были бы заметно уловистее. Под действием ультрафиолетового излучения светятся особенно интенсивно как раз ярко-желтые, активно реагирующие на ультрафиолет краски. Даже если треска и не стишком активно реагирует на такое мощное свечение, для других рыб оно может быть очень привлекательным.
Яркость или цветовой тон
Как уже говорилось, для судака «шартрез» — убийственный цвет, обладающий магической притягательностью. В том ли все дело, что судаки особенно любят желтый цвет иди их соблазняют своей яркостью активизирующиеся под воздействием ультрафиолетовых лучей жеттые оттенки, неясно. Факт остается фактом — для судака в сумерках и даже днем в мутной воде с низкой освещенностью воблеры или виброхвосты цвета «шартрез» считаются самыми уловистыми приманками. Я вспоминаю рыболова на шведском озере Больмен, у которого я спросит о его любимой приманке дтя судака. Ответ был очень простой: на всех четырех удилищах при ловле троллингом у него была вообще только одна модель воблера — глубоко ныряющий воблер цвета «шартрез», уловистость которого была наглядно подтверждена десятками следов от зубов судака на бальзо-вом теле воблеров.
Наряду с собственно цветовым тоном, дополнительное действие могут оказывать реагирующие на ультрафиолет лаки. В зависимости от того, как и где нанесены, они придают приманке совершенно определенный силуэт или подчеркивают определенные признаки контура, которые при дневном свете не видны. Так, наклеенный на искусственную приманку глаз из пленки, активизирующейся в ультрафиолетовых лучах, часто творит настоящие чудеса. А нанесенная на половину боковой стороны реагирующая на ультрафиолет краска делает колеблющуюся блесну зрительно более узкой, чем она есть на самом деле. Если вы попробуете проверить свои искусственные приманки в свете лампы для банкнот на наличие таких признаков, то можете неожиданно прийти к удивительным открытиям. Тогда становится очевидным, почему некоторые приманки значительно более уловисты, чем другие. Эти знания в будущем, несомненно, повлияют на выбор приманок и будут способствовать более высоким уловам. Лампа ультрафиолетового излучения — это полезный прибор, который поможет рыболову раскрыть магию цвета приманок.