Первая встреча с этим южным краем была для нас незабываема. Вода с видимостью в 3-5 м на водоемах с глубиной, как правило, 1,5-2 м воспринималась так, словно мы очутились в аквариуме. И в этом аквариуме, куда ни посмотри, всюду стайки разнообразной рыбешки. Яркие красноперки, иной раз такие крупные, что многие из них вполне потянули бы на «рыбу дня» у традиционных подмосковных рыболовов. Полукилограммовые окуни совсем не боятся охотника, а килограммовые щуки встречаются буквально через каждые 10 м. Тут и золотые караси, и лини, и много крупных белых карасей, которых в тех краях называют «буфало». Земноводные черепахи и ужи, которых тоже много в ильменях, дополняют фауну этих водоемов, делают не только охоту, но и простое плавание в маске очень увлекательным. А вот кстате моя последняя рыбалка в Астрахани — фото, посмотрите, думаю вас заинтересует рыбалка в астрахани.
Однако охотнику, приехавшему за полторы тысячи километров, хочется чего-то большего, то бишь настоящего трофея. Например, сазана на энное количество килограммов или сома на энное количество метров. И такое в астраханских ильменях имеется. За это время нам доводилось добывать сазанов до 12 и сомов до 60 кг. Видели экземпляры и значительно крупнее, но по разным объективным и субъективным причинам взять их не смогли. Почему именно ильмени, а не Волга с ее бесчисленными протоками и знаменитыми «раскатами»? Да потому, что все протоки, рукава и ерики практически круглый год несут мутные воды. Особенно весной, а точнее в мае, когда в календаре больше всего красных дней и у работающих самое предпочтительное время для десятидневной, внеотпускной поездки. В ильмени как раз в этот период пускают воду из Волги, которая, проходя через заросли тростника, прочищается и становится прозрачной. С водой в ильмени заходит и рыба. Именно в это время нам случалось среди дня стрелять ходовых сомов, которые, как известно, ведут ночной образ жизни. Причем не единичные экземпляры, а довольно массово.
Все несоленые ильмени (к сожалению, соленых тоже немало) имеют по берегам ожерелье из зарослей тростника. Ширина такого кольца может быть большой, до сотни метров сплошных, высоченных зарослей, и поэтому заблудиться в них охотнику — пара пустяков. Но эта же отгороженность от внешнего мира создает ощущение некой вашей исключительности, ощущение, будто вы заплыли в заповедные или затерянные места, и тут вас ждут настоящие чудеса! У охотников большое количество снаряжения, и это обстоятельство вынуждает их отправляться на юг страны на автомобилях. На своих авто они могут посетить практически любой из сотен ильменей, расположенных к западу и югу от Астрахани. А чтобы попасть на раскаты в дельту, требуется пересаживаться на какой-нибудь речной транспорт. Это и дополнительные проблемы, и дополнительные затраты. Ну и последнее, что нас повернуло в сторону ильменей, — это практически полное отсутствие рыбинспекции. В ильменях нет осетровых рыб, а астраханскую рыбин-спекцию интересует только защита икры и «красной» рыбы. Они даже просто «рыбой» называют лишь осетровых. Только не следует думать, что это аргумент в пользу возможного нарушения правил рыболовства. Просто любая встреча с «защитниками рыбных запасов» — это обязательно волнение, даже если вы точно знаете, что ничего не нарушали. Итак, какие же выводы можно сделать, оглядываясь на прошедшие восемь лет? Сразу же надо оговориться, что многие из наших заключений не будут, мягко говоря, воодушевлять. Однако, во-первых, такая картина наблюдается повсеместно, а во-вторых, многие тенденции могут меняться, и они меняются. Таких примеров тоже немало. Поэтому не следует воспринимать их как приговор.
Вывод 1. В те же календарные сроки и в те же сроки пуска в ильмени воды прозрачность ее с годами ухудшается. Там, где раньше была видимость 5 м, сейчас она стала 3 м, а где была 3-4 м, сейчас -2 м. Факт печальный, так-как уничтожается одна из самых приятных сторон подводной охоты. Теперь мы частенько едем на прозрачный, но малорыбный ильмень, отвергая охоту в мутном, где можно быстро добыть полмешка рыбы. Охота методом залежки, когда рыбу видишь лишь перед своим носом, нас мало прельщает.
Причиной такого бедственного положения с прозрачностью воды является, конечно же, деятельность человека. Это — вырубка леса по берегам больших и малых рек, их хозяйственная и жилая застройка; повсеместное использование браконьерских электроудочек, которые наносят непоправимый вред микрофауне и микрофлоре водоемов. А основное очищение воды как раз ими и осуществляется. И тот и другой процессы имеют место на территории всего волжского бассейна, в десятках больших и сотнях малых речек, несущих воду к Каспию. Лет пять назад, объезжая со старшим егерем его владения, я спросил, что у них слышно про электроудочки. Он усмехнулся и ответил: «Так, считай, все на них и перешли». А потом пояснил: «Чем бить рыбу острогой, намного легче глушить ее током: жми на кнопку, и сомы до 70 кг твои! » Вот так!
Вывод 2. Рыбы стало меньше. Конечно, на ильменях появилось довольно много подводных охотников, причем не только из России. Но их толика в этом процессе мизерна и заметна может быть на особо популярных отдельных протоках или ильменях. Ильменей же, проток, ериков, куда нога в ласте не ступала никогда, сотни. Поэтому причина оскудения рыбных запасов, конечно же, не в подводных охотниках. Истинная причина сокращения рыбных запасов заключается в бедственном положении населения (причем не только астраханского края, а живущего по все му волжскому бассейну), которое зачастую только за счет рыбы и существует. Плюс артели-хищники, имеющие лицензии на лов ограниченного количества определенной рыбы, а вылавливающих все и в неограниченном количестве. Еще лет семь назад мы покупали в Астрахани свежего залома (каспийскую крупную сельдь) по 7-8 рублей за штуку, а в этом году он уже стоит 120 рубликов, цена воблы едва уступает ее московской цене, а худосочного, полуторакилограммового копченого соменка продают за 150 рублей. Вот вам и рыбный край! Впрочем, подводным охотникам не следует отчаиваться. Нам ведь не количество нужно. А экземпляры, достойные выстрела, были, есть и, уверен, там будут всегда. Подтверждение тому нынешняя весна, когда моими коллегами были добыты сазаны до 22 и сомы — до 40 кг. Раньше никогда рыба не рвала мне линь и не уносила стрелы, а этой весной — дважды. Так что в тех краях наше дело еще поживет.
Вывод 3. Осенняя охота в сентябре-октябре значительно хуже весенней. Весной рыба полна энергии, много движется, и поэтому попадает на глаза охотнику. Осенью же вода остывает, все жизненные процессы в организме рыбы затормаживаются, она становится вялой, мало кормится. Можно два-три дня проплавать и не встретить зачетной рыбы вовсе. Если и находим ее, то, как правило, в самой густой тростниковой крепи, где она неподвижна и непуглива. Охота за такой рыбой малоинтересна, не азартна, больше похожа на сбор грибов, где необходимо лишь найти их и все. В последние три года от осенних поездок на астраханские ильмени мы отказались.
Вывод 4. За эти годы нами отработаны методы охоты на основные виды ильменной рыбы. Сом. Для него всегда применим метод поиска. Обнаружить вы его можете на дне: в ямке на открытом месте, на ровном — среди тростника, под крышей из вырванных и всплывших корней тростника или под такой же крышей, но находящейся наверху, к которой рыба прилепилась спиной. Еще сом залегает в придонном ковре из мягкой водной растительности, которая захватывает почти всю центральную, лишенную тростника часть ильменей. В этом случае удается обычно обнаружить лишь хвостовую часть речного гиганта, поленившегося втянуть ее в свое идеальное укрытие, и которая вполне годится для успешного выстрела.
И все-таки, если вы задались целью найти сома, вам следует плыть в ту узкую часть ильменя, где начинается или, наоборот, заканчивается протока, соеди няющая его с соседним ильменем. По бокам ильмень имеет обычно неширокий пояс тростника, а в его концах тростник захватывает большие площади. Но главное в том, что вырванный тростник, образующий крышу, ветром загоняется именно в эти углы, и его там значительно больше, чем по бокам ильменя. То, что сом — ночной хищник, знают все, и может сложиться мнение, что на него и охотиться следует ночью. Увы, практика этого не подтверждает.
Действительно, с наступлением темноты эти хищники вылезают из своих укрытий на охоту, но встречать вы будете на 90 % мелких и очень мелких сомиков, то есть тех, которые днем прячутся идеально. Что касается крупных экземпляров, то тут картина складывается скорее обратная: днем 1,5-2-метровые рыбины полностью скрыться могут разве что в придонном ковре водной растительности. В остальных же местах дневок их можно заметить. Кроме того, они залегают относительно скученно, а ночью, выходя на свободную охоту, рассредоточиваются, и вероятность встречи с ними уменьшается.
Сазан. Эта красивая, мощная, хорошо защищенная прочной чешуей рыба может быть обнаружена где угодно. Если она не уткнулась в густой тростник, что обычно бывает весной и летом, когда вода холодная или резко ухудшилась погода, то ведет себя осторожно. Многое, конечно, зависит от того, насколько тихо вы умеете плавать, но и самому опытному охотнику редко удается близко подойти к кормящейся рыбе.
Поэтому основным способом охоты за активным сазаном следует считать залежку. Предположим, вы плывете по протоке или по ильменю у стены тростника и заметили юркнувшего на пределе видимости сазана. Сразу же направляйтесь в тростник — очень возможно, вы обнаружите здесь стоящих или медленно кружащих его сородичей. Если на первый взгляд там ничего нет, попробуйте замереть, сделайте небольшую залежку, и, может быть, через две-три минуты они появятся. Вообще же залегать на сазана можно по-разному. Многие подводные охотники предпочитают располагаться в густом тростнике так, чтобы перед ними было открытое пространство, то есть свободное от тростника. Но иногда предпочтительнее и самому находиться в густом тростнике, и стрельбу вести в нем же. Конечно, это очень неудобно. Но, как правило, по тростнику сазан ходит охотнее, чем по чистой воде, очевидно, чувствуя там себя в большей безопасности. При этом и плывет он медленнее, и подставляется под выстрел лучше.
Хорошо, если вы найдете ходы в тростнике, по которым движется крупная рыба, но еще лучше ожидать ее и держать под прицелом перекрестие таких ходов. Охота на сазана в тростнике требует определенных навыков. Если будете дергаться, долго возиться с первой же подбитой рыбой, то поле боя может быть безвозвратно перебаламучено. От такой оказии, впрочем, может уберечь не только ваше мастерство, но и течение. При наличии течения муть будет быстро сноситься, да и сазаны такие места больше любят (когда рыба движется, то потребляет больше кислорода, а его в проточной воде всегда больше, чем в стоячей). Весной в ильмени с водой идет рыба. При этом она проходит через перепускные трубы и шлюзы от ильменя к ильменю. Проходит, по наблюдениям местных рыболовов и охотников, порционно, то есть скапливается сначала на небольшой акватории перед трубой, а потом, при каких-то условиях или по чьей-то команде, скопом скатывается вниз. Считается, что перед трубами рыбы больше, чем после них, но мы ее одинаково успешно (или неуспешно!) стреляли и в том и в другом месте.
Щука. Некрупной щуки и в Подмосковье много, а в описываемых нами местах хищницы по 4-5 кг и более — не редкость. Поэтому щуками в 1-1,5 кг мы только любуемся и наблюдаем, как они не по-дружески обращаются с мелкими рыбешками и лягушками. Крупные экземпляры обычно находим в густой траве, на глубине метр-полтора. Если плавать медленно и тихо, то на выстрел они подпускают, очевидно, полагая, что у таких зубастых монстров в этом водоеме врагов быть не может.
В охоте за крупными щуками есть две сложности. Во-первых, рыбы так хорошо закамуфлированы природой, что их, несмотря на значительные размеры, очень трудно увидеть среди окружающих растений. К тому же в густых зарослях вам будет виден лишь какой-нибудь фрагмент рыбы: например, хвост, часть тела или голова с внимательным, желтым глазом, который непременно смотрит на вас. Тут на помощь охотнику придет только его личный опыт и, безусловно, хорошее зрение. Вторая трудность в том, чтобы поразить стрелой хищницу и при этом она не сорвалась. Учитывая ее большую силу и непрочное тело, удается это далеко не всегда.
Когда вы находитесь в залежке при охоте за сазаном, то нередко выплывают и крупные щуки. Так как за этими хищницами закрепилась слава рыб любопытных и агрессивных, защищающих, в частности, свою территорию, то, возможно, ваше копошение в тростнике или бьющийся на стреле сазан их и привлекает.
Карась. Белого карася, который в последние годы активно заселяет водоемы России, в астраханских ильменях много. Это хорошая по вкусовым качествам рыба, и вырастает она там до 1,5 кг. В некоторых ильменях карасей так много, что удобней не стрелять, а ловить их руками. Как охотничий трофей он, конечно, уступает сому, сазану и щуке. Но если вспомнить, что добыть такого красавца-толстячка где-нибудь в Подмосковье многие из нас посчитали бы за удачу, то при отсутствии названных трех авторитетов астраханского рыбьего племени пострелять карасей — тоже удовольствие. Методика охоты за карасем схожа с охотой за сазаном. Однако обычное местопребывание стаи этих рыб (а поодиночке они встречаются редко) — граница стены тростника. В глубине тростника, в отличие от сазана, карась почему-то встречается нечасто.
Вывод 5. Сегодня многие охотники обзавелись не только добротным снаряжением, но и имеют его не в единственном экземпляре. Какое снаряжение взять с собой, отправляясь на астраханские ильмени, а какое там неприменимо? Вопрос не праздный. Вот мои советы.
• Маска любая, величина под-масочного пространства никакой роли не играет, а вот чем больше обзорность, тем лучше. Стало быть, и советские «телевизоры» не только годятся, но могут оказаться и предпочтительнее. Трубка непременно должна иметь гофрированную вставку, чтобы защитить десны от стирания загубником при плавании в тростниках. Наличие или отсутствие верхних и нижних клапанов непринципиально. Ласты удобнее использовать мягкие и короткие, ибо в жестких и длинных тяжелее маневрировать в густых зарослях, да и глубин там серьезных нет. С гидрокостюмом определиться сложнее. Будете охотиться методом поиска в середине мая, хватит и «пятерочки», но перейдете на метод залежки — и в «семерке» начнете дрожать. В холодные дни, когда мы охотились залежкой, я не раз жалел, что нет моего сухого зимнего костюма. Но так как выбирать все равно надо, то наиболее оптимальным будет, пожалуй, охотничий костюм из неопрена толщиной 7 мм. Неопреновые перчатки излишни, вполне достаточно технических, хлопчатобумажных с резиновым напылением на ладонях.
• Ружья по установившейся у нас классификации, безусловно, должны быть полуморскими, то есть недлинными, но мощными. Арбалеты в тростниках — худший вариант, так как даже в относительно коротких, а значит, и слабых «резинках» — слишком большое расстояние от ручки до конца ружья. Наконечник только однозубый с двумя большими лепестками. Даже самым лучшим трезубцем преодолеть броню крупного сазана сразу в трех местах нереально, да и удержать на таком наконечнике двухметрового сома — тоже Линь следует использовать не тоньше 2,5 мм, очень желателен мощный амортизатор.
• В последней поездке я опробовал карабин, позволяющий быстро отстегнуть линь от ружья, — это очень полезная, хоть и маленькая деталь. Куканы должны быть такими, чтобы можно было в стесненных условиях легко и быстро насаживать на них рыбу, то есть иметь достаточную длину фала, длинную (18-20 см) и острую иглу. Кукан должен позволять плотно притягивать добычу к поясу. Если же рыба будет болтаться, то своими шипами испортит вам гидрокостюм, а при лазании по тростникам будет за него постоянно цепляться. Второй кукан может выручить вас в целом ряде ситуаций, когда вы охотитесь за очень крупной рыбой.
Вывод 6. Так как все мы на астраханской земле гости, то вполне серьезно встает вопрос обустройства быта. Имея сорокалетний стаж походной жизни, я уверен: чтобы с удовольствием охотиться или рыбачить днем, надо хорошо отдыхать ночью. Палаточный вариант в тех условиях возможен, но, по моему мнению, это не лучший вариант. Судите сами. Леса и деревьев там нет, а значит, нет ни тени, ни дров. Нередки сильные и нудные ветры. В середине мая появляются комары и мошка. Все это мешает нормально отдыхать, а еще хуже — мешает охоте.
Разбив лагерь у одного ильменя, придется всякий раз, когда остальные охотятся, кого-то оставлять в нем в качестве сторожа, а при переезде на другой ильмень сворачивать лагерь и перебазироваться, что отнимет много времени и сил. Наиболее удобно сразу по приезде становиться на постой в каком-нибудь доме «у бабули». От хозяев требуется только крыша над головой (спальники и коврики всегда с собой), вода и возможность приготовить еду. Такой незатейливый сервис обходится по 20-25 рублей в сутки с человека. Домик подбираем на краю города, откуда близко до «страны ильменей», либо в одном из поселков, расположенных прямо среди них. Есть еще проблема, которая может испортить охоту, проходящую в такой дали от дома. Это проблема сохранения добычи. Мне не встречался охотник, даже самый что ни на есть азартный, который бы стрелял рыбу, зная, что она потом не будет съедена и пропадет. Поэтому кто-то свою добычу засаливает, кто-то коптит. Есть даже такие оригиналы, которые специально стреляют рыбу только в хвостовую часть и затем держат в воде на кукане, не давая ей уснуть.
А в последний день, прямо перед отъездом домой, всю рыбу потрошат и в путь-дорогу. Самый, на наш взгляд, предпочтительный вариант решения этой проблемы — замораживать рыбу сразу после охоты. О такой услуге можно договориться с теми, у кого имеются большие морозильные камеры (магазины, склады и т.д.), либо привезти с собой морозильный ларь. Для тех, кто стоит лагерем у ильменей, потребуется еще бензиновый генератор. Зато вылез из воды, за считанные минуты выпотрошил рыбу, бросил ее в морозилку и, пожалуйста, отдыхай. И никаких волнений за сохранность вашей добычи. А уж дома многочисленная родня и друзья решат сами, как поступить со свежемороженой рыбой. Однако в этом деле есть одна закавыка. Иначе эту ситуацию и не назовешь. Oтдадите сами. Соблюдая правила рыболовства каждый охотничий день (то есть добывая 8 кг рыбы на человека), в день отъезда вы можете оказаться браконьером. А все потому, что по тем же Правилам вы не имеете права увозить с водоема более двухсуточной нормы. Вот такой парадокс.
В настоящее время единые российские Правила рыболовства перерабатываются и в силу войдут теперь уже региональные Правила. Будем надеяться, что эта несуразная ситуация исчезнет. И последнее. В ильменях замечательные условия для обитания различных животных и насекомых. Кроме названных ужей и черепах, полно всяких червячков, жучков и паучков. Много пиявок. Охотники от последних серьезно страдают, особенно те, у кого на них аллергия. Считается, что достаточно смазать пожирнее каким-нибудь кремом открытые места, и эти кровососы будут не страшны.