Даже новый автомобиль зимой может внезапно отказаться завестись, а уж подержанный и подавно. Чтобы избежать подобных неприятностей, надо заранее, еще до наступления холодов подготовить машину к эксплуатации зимой. Даже если ваши технические возможности невелики, часть таких подготовительных работ можно проделать самостоятельно. Лучше всего начинать с антикоррозийной обработки кузова и днища автомобиля (особенно если вы эксплуатируете машину в городе). Будет полезно вымыть моторный отсек, кузов и днище, тщательно почистить салон и багажник. Осмотрите внимательно свой автомобиль — если вы обнаружите сколы на краске, обработайте и закрасьте их, а иначе вы быстро получите вокруг сколов ржавчину. В багажнике и салоне уберите коврики и проверьте, нет ли где на полу влаги, если она есть, найдите места течи и устраните их с помощью герметика.
Дальнейшие работы, если вы сами не очень сильны в технике, лучше предоставить сервисам. Пусть проверят (и в случае необходимости заменят) защитные чехлы на шарнирах равных угловых скоростей — шрусов (для полно- и переднеприводных автомобилей), защитные колпачки шаровых и рулевых опор и аналогичные детали. В случае когда есть небольшие повреждения антикоррозийной мастики на днище кузова, их можно не подновлять, тем более если большую часть днища покрывает грунт серого цвета. Но если такие повреждения мастики есть на колесных арках, то их надо восстанавливать, иначе при контакте с дорожной химией появится коррозия. При желании можно поставить подкрылки в колесные арки. Только будьте внимательны при выборе подкрылков — если они стоят значительно дешевле аналогичных, скорее всего производители экономят на качестве пластика, и после -15°С, подкрылки будут сильно скрипеть и даже могут треснуть.
Следующий шаг — регулировка карбюратора (особенно уровня топлива в поплавковой камере), продувка каналов, прочистка жиклеров и при необходимости замена топливных фильтров и проверка системы подачи топлива. Далее необходимо определить при работающем чистом двигателе, нет ли где утечек масла или охлаждающей жидкости. Специалисты сразу увидят свежие подтеки на двигателе, скорее всего масло будет подтекать по прокладкам крышки головки блока и поддона картера, в местах крепления распределителя зажигания и по сальникам коленчатого вала. Все такие течи перед зимой надо обязательно устранить, иначе при температурной разнице холодного и горячего двигателя все эти протечки сильно увеличатся. Совершенно необходимо проверить электропроводку, особенно качество изоляции высоковольтных проводов. До сервиса вы можете сами вечером запустить двигатель и заглянуть под капот (подкапотная лампа должна быть при этом выключена). Если изоляция не в порядке, то по проводам будут проскакивать отчетливо видимые искры. В этом случае лучше поменять провода. Кроме того, надо посмотреть реле и блок предохранителей, полезно почистить контакты на его колодке предохранителей. Обязательно замените колпачки на проводах высокого напряжения, если они повреждены. Если у вас есть контактная группа в зажигании, то необходимо отрегулировать зазор, а затем выставить зажигание. Очень важно на зиму поставить новые свечи зажигания, старые, если они свой ресурс еще не выработали, можете возить в машине в качестве запасных. Осмотрите и потом зачистите контакты на всех разъемах в моторном отсеке. Хорошо эти разъемы смазать силиконовой смазкой для электропроводки.
Обратите внимание на аккумулятор! Протрите его от грязи, предварительно осмотрев крышку и пробку: если они влажные и на них видны следы электролита, то надо проверить реле-регулятор, возможно, оно неисправно. Проверьте плотность и уровень электролита, зачистите клеммы и обработайте их специальной электропроводящей смазкой. Если на клеммах слой соли, его надо очистить ножом, шабером или чем-нибудь еще. Для удаления соли можно использовать 10 %-ный раствор питьевой соды, в который клеммы надо погрузить на сутки. Старый аккумулятор перед зимой желательно заменить на новый. Рыболовам-автолюбителям, имеющим джипы с лебедками, дополнительным светом и прочими аксессуарами, неплохо обзавестись гелиевым аккумулятором, который может быть стартерным или тяговым. Если вы зимой планируете часто пользоваться лебедкой, то вам надо приобретать тяговый. Такие аккумуляторы заметно дороже обычных, но у них пожизненная гарантия, они никогда не подводят, и с ними вы будете чувствовать себя зимой намного увереннее.
Следующий шаг — предзимняя диагностика двигателя. Попросите специалиста прослушать ваш двигатель. Если он обнаружит сильный стук клапанов, то лучше отрегулировать их зазоры, без этого при низких температурах запуск двигателя будет затруднен. На вентиляционные решетки над коробкой воздухопритока у наших ВАЗов-«классика» хорошо было бы установить кожухи из пластика, они защитят от снега во время снегопада. Если нет пластикового кожуха, можно приспособить картон. Полезно надеть чехол на решетку радиатора, одновременно с этим переустановить крышку корпуса воздухоочистителя в зимнее положение, в том случае когда у вашей машины нет рычажного или автоматического переключения каналов воздухозаборника. Все вышеописанные процедуры могут занять 2-3 дня неторопливой работы, но при этом вы сможете быть более уверены в своем автомобиле как в городе, так и возле покрытых льдом водоемов. Теперь перейдем к уходу за автомобилем в этот сложный зимний период. Лая начала поменяйте коврики в салоне на резиновые или пластиковые с отбортов-ками, которые не позволят воде и грязи пачкать и увлажнять основное покрытие пола. Избавляться от воды и грязи, которые скопились в этих ковриках-корытцах, тоже надо с умом. Лучше не выливать скопившуюся грязь и воду сразу по окончании поездки (есть большой шанс, что часть прольется на пол в машине), а дождаться, пока она замерзнет, и вам останется только вытряхнуть из ковриков грязный лед. Заметим, что для покорителей внедорожья наличие таких ковриков обязательно в любой сезон. Отдельная тема — мытье машины зимой. Если зима устоявшаяся, то нет необходимости лишний раз мыть автомобиль. Но если зимой часты оттепели, то все-таки это делать придется.
Лучше всего мыть машину в специализированных автомойках, но учтите, что сразу после выезда из автомойки следует раскрыть двери, протереть тряпкой или специальной ветошью уплотнители, обязательно смазать замки дверей, несколько раз пощелкать фиксаторами замков и несколько раз подряд закрыть и открыть все двери и багажник. Если всего этого не проделать, то, возможно, на первой же остановке у вас не получится закрыть машину, не откроете вы ее и после длительной стоянки. Но если вы сразу после мойки ставите автомобиль на длительную стоянку, та через 2-3 дня вам его будет легче открыть, особенно при отсутствии снегопадов, так как лед, мешающий работе замков и приморозивший двери к уплотнителям, испаряется. Еще один неплохой способ «облегченной» зимней мойки — это использование губки, смоченной в горячей воде. Тряпки при такой «сухой» мойке использовать нельзя, во избежание царапания краски песком. Сейчас в продаже появилась специальная паста на силиконовой основе для мытья автомобиля зимой. Еще совет: перед любой мойкой зимой заклейте скотчем или пластырем личинки замков — тогда вода туда не попадет и проблемы не будет. Если же все-таки замки замерзли, то испытанным средством «отогрева» является горячая вода в полиэтиленовом пакете или ключ, нагретый на прикуривателе соседского автомобиля.
Зимой нельзя затягивать ручной тормоз при остановке или стоянке (особенно это важно для переднеприводного автомобиля): снег попадает внутрь барабанов задних колес, растаявший на теплых от торможения барабанах снег или намочившая колодки и рабочие поверхности барабанов вода во время стоянки запросто приморозит колодки. Колеса не смогут вращаться в момент трогания, так как сцепление с заснеженной дорогой минимальное. Если у вас автомобиль заднеприводной компоновки, то оторвать колодки от барабанов чаще всего помогает двигатель. Иногда с замерзшими колодками на переднем приводе можно разобраться с помощью молотка и деревяшки — вы вывешиваете колесо (с помощью домкрата, например), потом резко бьете молотком по торцу деревяшки, которая упирается в край вентиляционного окна диска колеса. Направление удара идет по касательной к направлению вращения колеса, это важный момент. То есть правильней всего ударять молотком сверху вниз, а деревяшка опирается на край левого или правого вентиляционного окна. Но не переусердствуйте, диск разбивать молотком не надо. Еще одна сложность зимой -запуск холодного двигателя. Существуют некоторые правила, облегчающие запуск машины в условиях низких температур. При пуске двигателя зимой обязательно нажимайте педаль сцепления. Выключать сцепление нужно для того, чтобы не проворачивать в загустевшем масле шестерни коробки передач и облегчить этим работу стартера. Масло зимой должно быть более жидкое, чем летом, из минеральных — это 10W-30 или (лучше) 10W-40. Когда мороз сильный, на прогрев двигателя потребуется не меньше 20 минут. Когда вы зимой используете свой автомобиль лишь периодически и живете не в суровых северных условиях, то вам не надо тратить деньги и время на установку дополнительного обо-гревочного оборудования.
Но ее ли вы заядлый зимний рыболов-автолюбитель, то вам бы это не помешало. Установки, которые опишем ниже подробнее, совмещают в себе функции предпускового подогревателя и ото-пителя салона. Вам не придется гонять мотор зимой круглосуточно (такая практика хорошо знакома многим владельцам дизельных внедорожников). Этот способ имеет много недостатков: КПД дизеля, который используется как печка, не велик, мотор изнашивается, диз-топливо и в переносном, и в прямом смысле «вылетает в трубу». Кстати, в цивилизованной Европе эксплуатация зимой дальнобойных фур без дополнительного независимого отопителя запрещена законом. Такие отопительные системы можно подразделить на автономные и питающиеся от электрической сети. Автономные соответственно бывают бензиновыми, дизельными и газовыми. По своему назначению эти «теплогенераторы» могут быть столь популярными сегодня предпусковыми подогревателями, ото-пителями салонов или «два в одном». Какой предпочтительнее для вас, зависит не только от толщины вашего кошелька, но и от режима эксплуатации, места стоянки и типа двигателя. Самый недорогой и простой по конструкции — это бытовой электронагреватель, дешевле обходится и его эксплуатация. Но у него есть и недостатки — нужна внешняя электросеть. Для рыболовов-автолюбителей вариант малопригодный, так как электрическая розетка едва ли найдется на заснеженном водоеме. Так что, если вы направляетесь в дальний путь, особенно с ночевками в «полевых» условиях, вам придется везти с собой автономный нагреватель. Его основное отличие — более сложный способ выработки тепла. Под капотом машины располагают небольшую печку, по принципу действия напоминающую самый обыкновенный примус. Существует много разновидностей, самые распространенные и дорогостоящие — у мировых лидеров в производстве автономных отопителей. Немецкая фирма Eberspachern Webasto предлагает разнообраз ные водо- и воздухоподогреватели, работающие на бензине и солярке, TRUMA, а также английский Carver специализируются на газовых установках.
Это самые дорогие, но в то же время качественные и надежные агрегаты. У воздушных обогревателей задача обогреть салон автомобиля — это элемент комфорта, а для любителей внедорожья, заодно, и элемент безопасности. Эти печи можно использовать и на яхтах, катерах, в гаражах и т.п. Сейчас уже и в России выпускаются аналогичные теплогенераторы, они значительно дешевле, но также обладают достаточно большой мощностью. Газовые отопители TRUMA имеют свои преимущества — они зажигаются при более низкой температуре, чем бензиновые, и газ обходится дешевле, чем любое другое топливо. Но все-таки для полной уверенности в пуске своей машины зимой теплого салона маловато. Самое грамотное — установка отопителя в подкапотном пространстве, где он встраивается в систему охлаждения. Анитифриз нагревается в теплообменнике и с помощью дополнительного насоса прокачивается по системе. А обогрев салона в это время производится автономной «печкой». Такой комплект стоит значительно дороже. Но зато для немецких теплогенераторов характерен высокий уровень комфорта, связанного прежде всего с управлением их работой. Практически везде предусмотрена плавная регулировка температуры, имеются таймеры различной сложности с программами от одного до семи дней, дистанционные пульты управления. Каждое из этих «люксовых» устройств, разумеется, одновременно с комфортом повышает и стоимость системы. Отдельная тема — это использование тепла, которое двигатель выделяет в окружающую среду после остановки. Тепловой аккумулятор Centaur напоминает специальный «термос», емкость которого соответствует объему системы охлаждения, его корпус из нержавеющей стали позволяет сохранять тепло в течение нескольких суток. Перед запуском двигателя происходит замена холодной охлаждающей жидкости на горячую из «термоса». Система проста до гениальности! Единственный минус — перерыв между поездками не должен быть велик.
С дизелем все не так радужно, так как зимой солярка загустевает и не желает прокачиваться по топливным магистралям. Самое уязвимое место подачи дизельного топлива — фильтры, так как парафин забивает их и перекрывает подачу солярки. Следовательно, у дизельных машин необходим обогрев топливных фильтров, и уже несколько фирм эту задачу успешно решили. Какой тип теплогенератора подходит именно вйм и вашему автомобилю, можно решить, определив в первую очередь условия эксплуатации и конструкцию автомобиля. Напоследок хотели бы посоветовать рыболовам-автолюбителям, особенно в северных местностях, один якутский рецепт «двойного стеклопакета» в машины, так как очень много тепла уходит именно через стекла. Берете пластилин (сырую резину, уплотнитель окон и т.д.) и накладываете второе стекло (заранее вырезанное по лекалам, снятым со штатных стекол) на имеющееся, затем по периметру оклеиваете скотчем, никаких разрывов и щелей не должно быть. Таким образом, между стеклами остается воздушная прослойка, которая и будет удерживать тепло. Для боковых стекол можно взять обычное оконное стекло и обрезать по размеру. Установив вторые стекла, вы избавляетесь от их обмерзания. Другого способа избавиться от инея нет! В этой статье мы сознательно не коснулись вопроса выбора зимних шин, так как это отдельная большая тема. Надеемся, что наши советы и рекомендации сэкономят ваше здоровье, силы, нервы и принесут уверенность в вашем автомобиле в суровые российские зимы.
Ну а после подготовки вашего автомобиля к зимней эксплуатации, не забудьте сходить в антикварный магазин и купить своей любимой какое ни буть украшение, чтобы она вас почаще отпускала на рыбалку 🙂