Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка — это общеизвестно. Но если сноровки и закалки, или, перефразируя, опыта, нашей команде не занимать (достаточно сказать, что в нее входит самый титулованный спиннингист планеты Алексей Шанин), то тренировка перед этим чемпионатом мира сыграла с нашими спортсменами злую шутку.
Тренировка на водоеме предстоящих соревнований — вообще вещь коварная, если хотите, своеобразная ловушка, в которую с досадной регулярностью попадают, например, российские карпятники. Впрочем, о карп-фишинге лучше читайте в этом номере отчет Игоря Чинякова, а мы поговорим о спиннингистах. На озере Кишезерс (в переводе с латышского Ершовое озеро, хотя «колючий» здесь — далеко не главный трофей) была проведена не просто тренировка, а отбор в состав сборной. Тогда и была сформирована команда, в состав которой, помимо Шанина, вошел еще один краснодарец, мастер спорта международного класса Артем Макар-тычан, мастера спорта москвич Владимир Иноземцев и питерец Александр Воробьев, серебряный призер чемпионата мира по ловле форели Артем Мишин (Московская обл.) и кандидат в мастера Александр Сухов из Нижнего Новгорода (фото 1) -в общем, две играющие «двойки» и одна запасная.
«Так что же в том плохого, — спросите вы, — парни потренировались именно на том водоеме, где предстоит соревноваться, из них были выбраны лучшие?» Весь фокус в том, что отборы эти проходили в конце августа, в совершенно других погодных условиях, -было тепло и почти безветренно. Россияне ловили за тренировочный день больше 10 кг щук и окуней и планомерно заносили в навигаторы свои секретные уловистые точки. Осталось всего ничего — не «засветить» на тренировках перед конкурентами и местными латышами — хозяевами лодок, а потом спокойно снять урожай во время официального матча. На первый взгляд, безупречный план, но кто знал, что в расчеты вмешается Ее Величество погода…
То, что происходило на озере Кишезерс утром накануне старта чемпионата, иначе как ураганом не назовешь. Было объявлено штормовое предупреждение. Сила ветра достигала 20 м/сек., он гнул к земле огромные деревья, сбивал с ног, а на воде поднялась такая волна, что страшно было удаляться от берега даже на лодке морского класса, не то что на трехместных резиновых лодочках участников. Напомню, что по правилам этих соревнований мощность подвесного мотора не должна превышать 30 л.с. Кстати, пора и анало* гичному российскому чемпионату подтягивать свои нормативы под международные стандарты — сейчас в России мощность мотора не должна превышать 10 л.с, но мало кто пользуется в наше время столь малосильными плавсредствами. В итоге страдает массовость. Но вернемся к турниру.
Непростое решение пришлось принимать главному судье соревнования Вестурсу Розенталсу (фото 2). Но он разумно решил не подвергать опасности жизнь спортсменов и отложил старт на два часа. Но ветер лишь усиливался. Стало понятно, что даже если выпустить спортсменов на крутую волну, ни один якорь не удержит лодку, а по правилам ловить можно, только стоя на якоре.
Словом, решили выждать еще два часа. Мы с Вестурсом сходили на мыс, чтобы лишний раз убедиться, — ветер просто ураганной силы. Стихия разбушевалась не на шутку, по воде катились огромные «барашки», и I тур пришлось и вовсе перенести на следующий день. Представитель FIPS на турнире Игорь Чиняков специально связывался с президентом этой уважаемой федерации Клаудио Мат-теоли, чтобы выяснить, можно ли провести два тура в один день. Оказалось, что можно, но один должен пройти целиком (т.е. не менее 5,5 ловли) а второй должен насчитывать как минимум 2 часа.
На том и порешили. Спортсменам в этой ситуации оставалось только посочувствовать (фото 3). Целый день стоять в «низкой стойке» и в итоге разойтись ни с чем — нужны крепкие нервы, чтобы выдержать такое и правильно настроиться на следующий день, когда нужно будет провести на воде почти 10 часов кряду.
Накануне на собрании капитанов были приняты некоторые важные решения. Во-первых, в виде исключения решено было разрешить спортсменам, прибывшим на соревнования на своих лодках, использовать более мощные моторы. Все были уверены, что гонок на лодках к заветным точкам в стиле американских бассятников не будет. Забегая вперед, скажу, что предположения эти не оправдались — участники рванули со старта, выжимая максимум из своих моторов.
У меня родилась идея, которую мы даже обсудили с коллегами и некоторыми участниками. Вместо того, чтобы вводить ограничения и неизбежно сталкиваться с массой сложностей при поиске подходящих лодок для чемпионата, можно ограничить максимальную скорость лодки, которую будут контролировать по GPS судьи (в каждой лодке помимо двух участников находится арбитр, в обязанности которого входило следить за соблюдением правил, измерять и взвешивать рыбу, вносить зачетные экземпляры в протокол и тут же отпускать трофеи назад). Это позволило бы многим участникам ловить с собственных катеров, на которых стоят более мощные моторы. Решать, конечно, организаторам, но председатель оргкомитета Янис Стикутс (фото 4) сам признался, что поиск нужного количества подходящих лодок стал для него настоящей головной болью.
Следующий важный вопрос на собрании капитанов — запрещение судьям разговаривать по мобильным телефонам на непонятном для других участников языке. Сделано это для того, чтобы судьи не вмешивались в ход борьбы, сдавая соотечественникам уловистые точки и приманки. Наконец, обсуждался вопрос легальности отводных поводков с микроджигами и с нижним грузилом, заданный россиянами. Тут имел место небольшой организационный казус. Оказывается, все участники готовились к турниру по разосланной им на английском языке прежней версии. В последней редакции правил, принятой на очередном заседании FIPS (они имелись на французском языке у И.Чинякова), отводные поводки и нижнее грузило не запрещены. Пришлось собирать жюри, которое постановило: \’в этот раз никаких боковых поводков. А поскольку вопрос о поводках ставили россияне, им это решение было не на руку.
Наконец, учитывая сильную волну, постановили мелких окуней взвешивать не поодиночке, а в ведре по несколько штук, чтобы не накапливать неизбежную ошибку. Ночью, как и обещал местный метеосайт виндсерферов (по озеру Кише-зерс, популярном у фанатов парусной доски, именно он дает наиболее точный прогноз), ветер стих. Но в целом погода по-прежнему не радовала: с неба сыпал моросящий дождь, периодически сменявшийся снежными зарядами. Столбик термометра едва дотянул до 5-градусной отметки. Но сегодня уже стартовать по любому!
Со старта большинство лодок что есть мочи рванули к своим наработанным на тренировках точкам. Обе наши «двойки» — А.Шанин с А.Макартычаном (фото 5) и А.Мишин с А.Суховым (фото 6) — пошли влево от места старта, в направлении канала, соединяющего озеро с Даугавой. Пожалуй, самое время сказать пару слов о самой спортивной «арене». Средние глубины в Ершовом озере, или «Кишке», как его называют русскоязычные жители Риги, составляют чуть меньше 4 м, однако это сродни средней температуре по больнице. Берега изрезаны разной величины заливами, некоторые из них заросли камышом, местами попадаются бетонные пристани и другие рукотворные сооружения.
А в центре водоема активно поработал земснаряд, добывавший со дна песок для расположенного на берегу поля для гольфа. Очертания этих раскопок довольно причудливы (фото 7), а глубины, которые я лично наблюдал на экране эхолота нашего журналистского катера, составляли более 14 м. Говорят, есть места и поглубже, причем свалы в глубину выглядят довольно причудливо: где-то пологие, а где-то практически отвесные более чем на 50 м), так и не поймает ни одной рыбы.
Теперь о самой рыбе. Правилами соревнований в зачет принимались щуки длиной от 50 см, судаки длиной от 45 см, а окуни — в любом количестве без ограничения по длине. Янис Стикутс включил в список зачетных видов еще сома и жереха, но сделано это было, учитывая сезон и погодные условия, скорее для проформы. Самыми умными оказались два польских экипажа. Себастьян Мазур (Sebastian Mazur) и Кржиштов Какпр-зак (Krzystof Kacprzak) (фото 8) и Грегорж Заребски (Gregorz Zarebski) — Славомир Чайковский (Slawomir Czajkovski) (фото 9) нашли стаю мелкого 100-150 граммового окуня и стали методично и со знанием дела ее прореживать. Проходящие мимо участники из стана фаворитов (россияне, латыши, украинцы), кажется, даже не придали значения действиям польских друзей. Ну кто, скажите, будет делать результат на мелком окуне, если в озере есть крупная щука? На тренировке одна из команд извлекла из чьих-то сетей зубастую весом 10 кг, а латышский судья Айнарс Эглитис, обслуживающий на турнире команду ЮАР (фото 10), накануне поймал здесь спиннингом щуку на 14,5 кг.
Прекрасно ловили эту рыбу на отборах и наши краснодарские щукари Шанин и Макартычан. По словам Алексея, неплохо ловилась она даже во время двух тренировочных дней, что позволило занести в навигатор несколько дополнительных точек. Но взбуде-тенивший воду ураган, а также скачки давления и температуры, должно быть, заставили ее уйти с привычных мест. До последней минуты I тура краснодарская «двойка» упиралась, пытаясь взять реванш именно на зубастой. В итоге лишь 330 г в I туре — а это 22-е место из 24 экипажей! Вторая наша «двойка» (Мишин — Сухов) ловила окуня и со своими 3560 г заработала 10 очков, но итоговое положение сборной России после I тура, определяемое по сумме мест двух «двоек» — лишь 10-е из 12. Позади хозяева предыдущего чемпионата мира казахи и замороженные прибалтийской погодой представители африканского континента.
Самое примечательное в этой истории — что Дмитрий Корзенков и Юрий Петраш, составившие одну из «двоек» сборной Украины (действующего чемпиона мира в этой дисциплине), нашли-таки в 1 туре ту самую щуку в мелководном заливе и поймали аж 9 (!) зачетных экземпляров, заработав таким образом 2 очка для своей команды. Вперед они пропустили лишь польскую «двойку». Чем объяснить этот феномен?
Думаю, из-за нагонного ветрового течения, принесшего из Даугавы огромные массы воды и поднявшего уровень в озере на целых 1,5 м, зубастая попросту сменила места своей дислокации, двинулась к берегу, в глубь заливов, в одном из которых и столкнулась с опытными украинцами. Вторая украинская «двойка» выступила скромнее, но братья-славяне обеспечили себе, тем не менее, промежуточное 3-е место.
Латвийцы, как и полагается хозяевам чемпионата, закончили I тур на довольно высокой второй позиции (фото 11), а напророченную им многочисленными специалистами первую строчку заняла сборная Польши. Поляки продемонстрировали в I туре вообще феноменальную ловлю. «Двойка» Себастьян Мазур и Кржиштов Какпрзак сделали на мелком окуне улов почти на 20 кг! Нетрудно подсчитать, каков был средний вес «полосатика». Судья в их лодке — популярнейший латышский телеведущий и мой давний приятель Марис Олтте — сообщил по секрету, что они поймали в общей сложности 131 рыбу. Это значит, что средний вес окуня — 150 г. Что ж, не такой уж он и мелкий. Перерыв между I и II туром составил менее часа, и, не успев толком восстановиться, спиннингисты снова ринулись в бой. Теперь команды-неудачницы должны были либо рвануть за лидерами, либо внести коррективы в собственную ловлю. На все про все было только 3 часа (напомню, что II тур пришлось сделать укороченным, чтобы спортсменьг смогли вернуться на берег засветло).
Полякам удалось снова встать на свою окуневую точку и, защитив место от конкурентов сразу двумя лодками, спокойно доводить дело до заслуженной победы. Как известно, победа в подобном соревновании складывается из мелочей. Лично я не сразу мог увидеть на воде польских спортсменов — одеты они были во что-то темное и неприметное. Издалека -то ли спортсмены ловят, то ли местные промысловики сети проверяют. А вот команду ЮАР, напротив, было видно за версту в их красивых (но, как выяснилось позже, не по погоде холодных) зеленых костюмчиках.
Сборная России провела явно читаемую замену: вместо титулованной, но, увы, не слишком успешной на латвийских просторах краснодарской «двойки» на воду вышли не менее опытные Владимир Иноземцев (тренер-спортсмен) и Александр Воробьев (фото 12). Общими усилиями удалось вытащить Россию с позорного 10-го на чуть более приличное, но в целом, безусловно, недостойное нашего класса итоговое 7-е место. Украинская сборная во II туре снова успешно ловила щуку — не зря год назад она стала чемпионом мира. Во II туре Дмитрий и Юрий поймали на джиг еще 7 зачетных щук, доказав тем самым, что их успех не было случайностью. Их сумма мест 8, что на 4 очка меньше, чем у победителей — поляков. Латыши стали лишь третьими, набрав в итоге 13 очков.
Самое время подвести некоторые итоги. Что касается сборной России, то, как уже было сказано в начале статьи, слишком уж уповали наши на «волшебные» точки, занесенные в навигатор во время августовских отборов. Создалось впечатление, что на официальных тренировках перед стартом они больше «путали следы», чем проверяли текущую обстановку. Их можно понять, ведь латышские судьи (а лодки без хозяина-латыша были единичны) только и ждали, куда им скажут плыть первые чемпионы мира. Думаю, в будущем надо с этим что-то делать: либо давать спортсменам самим управлять лодками, так сказать, без посторонних глаз, то ли привозить с собой собственные катера для тренировок.
Кстати, «светить» точки не хотели не только россияне. Мне кажется, что латыши, которые должны были, что называется, по определению побеждать на домашнем водоеме, тоже столкнулись с проблемой, что на «Черных камнях», так усердно скрываемых от конкрунтов, клева нет. Прошедший ураган спутал карты и им. К тому же латвийские спиннингисты ставили на крупную рыбу и не могли предположить, что можно сделать результат на мелком окуне. А все потому, что спиннинговые соревнования в Латвии проходят по принципу «по 10 крупных рыб разных видов», то есть спортсмены сначала ловят 10 крупных окуней, а потом, в меру умения и везения, «закрываются» судаком и щукой. Методично ловить два тура подряд мелких «полосатиков» они попросту не привыкли.
И все же не стоит делать трагедию из латвийской «бронзы». Это достойный результат, подтверждающий высокий уровень команды. К тому же теперь никто не скажет, что на чемпионатах мира по ловле хищной рыбы с лодок на искусственные приманки всегда побеждает команда — хозяйка турнира.
Ну, а новые чемпионы мира — поляки, получившие также «золото» и «бронзу» в личном зачете (фото 13), проявили незаурядное мастерство, наловив за два тура в общей сложности 40 с лишним килограммов окуня! Это ли не заслуженная победа?
Разумеется, после церемонии награждения я вручил полякам последний номер журнала со статьей нашего постоянного автора и их титульного спонсора Петра Пискорского и аккуратно выяснил все подробности столь удачного выступления. Ловили поляки на легкие! джиг-приманки с 3-4-сангимет\’ровыми виброхвостами (фото 14). Вес джиг-головок варьировался в диапазоне от 3 до 6 г. Когда поклевки прекращались, спортсмены не уходили, как другие, с точки, а ставили джиг-головки на 1-2 г легче или тяжелее. Поклевки возобновлялись с новой силой.
Когда изменение веса приманки уже не давало результата, они работали с цветом, с темпом проводки. Самыми уловистыми в итоге оказались виброхвосты зеленого (кто бы сомневался…), черного, коричневого цветов и их комбинаций. А вот отменно ловивший рыбу на тренировке белый на соревнованиях практически не работал. В итоге у поляков за все время турнира было всего две, а во II туре — всего одна точка с глубинами около 4 м, с которой они и сняли весь «урожай». Само собой, окуневая стратегия не была экспромтом. Польская сборная полных четыре дня тренировалась здесь за положенные две недели до начала турнира. Подчеркну, тренировка проходила не за месяц и не за два, а всего за 14 дней до старта, то есть уже по холодной воде! Тогда же была выработана командная тактика.
Проанализировав статистику проходивших на озере латвийских соревнований, поляки заметили, что в уловах с большим отрывом преобладает именно окунь. Так чего же изобретать велосипед, решили наши польские коллеги… и оказались правы. Понимаю, какое настроение царит в душах наших читателей после прочтения этого репортажа. Наша сборная завоевала совсем не то место, на которое мы все рассчитывали. Но то, что команда воевала, а не просто отбывала этот чемпионат, могу заверить всех. Да — не повезло, да — ошиблись со стратегией (что, безусловно, не делает чести столь опытной сборной), но все же хочу призвать вас: не спешите обвинять наших парней в нежелании бороться. Большого спорта без поражений не бывает, главное — делать правильные выводы.
А в взаключение хочу отметить, что быть корреспондентом на рыболовных соревнованиях в Латвии благодаря их четкой организации — одно удовольствие. И заслуга в этом прежде всего Латвийской федерации рыболовного спорта и ее президента Яниса Стикутса, а также фирмы SALMO, которая серьезно спонсирует подобные акции. На сколько известно, спонсор в конце соревнования выделил всё же ребятам за старание Туры в Тайланд. И они отправились на отдых. В общем, всё прошло относительно хорошо. Но всё же уровень наших спортсменов оставляет желать лучше.
РЫБОЛОВ Elite 6\’2010