Ловля рыбы на искусственную мушку — спорт, родившийся отнюдь не в новейшее время. Было бы удивительным, если бы люди древних времен, будучи, несомненно, более тонкими наблюдателями природы, нежели мы, не додумались обернуть стержень крючка куриным перышком и попытаться этой «перьевой удочкой» (выражение Вольфрама фон Эшен-баха, около 1200 г.) выуживать форелей и хариусов.
С той поры не только много воды утекло, но и произошли значительные перемены в технике рыболовства и рыболовном вооружении, а также появилась огнезащита воздуховодов и многие другие блага человечества. Уженье нахлыстом перестало сегодня быть спортом избранных, хотя и требует дорогостоящей снасти и ограничивается обычно ловлей лососевых. Между тем достижения, показываемые на соревнованиях нахлыстовыми удилищами из простого бамбукового хлыста, мало чем отличаются от результатов, достигаемых с помощью самой дорогой снасти. К тому же количество рыб, не относящихся к семейству лососевых и которых с успехом можно ловить на мушку, гораздо больше, чем это обычно полагают.
Таким образом, уженье нахлыстом стало сегодня массовым, и его приверженцам вовсе не нужно предпринимать дальние поездки, чтобы проявить свое искусство в этом бесспорно прекраснейшем виде рыбалки… С пружинящим в руке хлыстом и летучим шнуром можно познать рыбацкое счастье чуть ли не на любом водоеме.
Я попытаюсь рассказать и о заметном прогрессе, достигнутом в технике заброса и усовершенствовании нахлыстовой снасти. Это не только катушка, которая, сохранив форму прежней инерционной, достигла мыслимого совершенства, но и само нахлыстовое удилище, сплошь и рядом заслуженно и ласково именуемое теперь «волшебной палочкой». Мы ушли сейчас столь далеко вперед, что со знанием дела изготовленное нахлыстовое удилище забрасывает мушку «как бы само собой». То, что ранее казалось сомнительным, сегодня стало вполне возможным; например, при ловле не особенно крупной рыбы современное укороченное нахлыстовое удилище успешно заменяет спиннинг.
Нахлыст не только артистичен и элегантен, но и обладает своеобразным, лишь ему присущим очарованием, противостоять которому не в силах ни один настоящий спортсмен-рыболов. Указать путь к этой ловле — вот цель, которую я поставил себе в этот раз, и исключительно в этом смысле прошу понимать мой лозунг:
«ЛОВЛЯ НАХЛЫСТОМ — ПОВСЕМЕСТНО!»
В самых общих чертах мне хочется показать начинающему, сколь велика разница между ловлей со дна простой удочкой на червя и высокотехничным спортом заброса искусственной мушки.
Благодаря специфичной, в полном смысле этого слова артистической и исключительно изящной технике заброса, применив легкое, словно перышко, весящее примерно 150 г, составное нахлыстовое удилище длиной 2,5 м, мы в состоянии закинуть крошечную искусственную мушку на расстояние, вдесятеро превышающее длину удилища, не пользуясь при этом никаким грузилом. Уже в одних этих цифрах ясно виден «триумф техники над грубой силой».
Главную роль в этом играют драгоценные, кропотливо плетущиеся шнуры — весьма дорогостоящие произведения, лучшие образцы которых к обоим концам утончаются, «подобно крысиному хвостику», оставаясь посредине довольно толстыми и увесистыми. Длина их примерно 30 м, они намотаны на простые катушки, которые в момент заброса так сильно приторможены, что леску требуемой длины приходится предварительно стягивать с них рукой. Техника заброса нелегка, еще труднее правильно ее описать. И все же попытаемся это сделать.
Прежде всего, перед забросом несколько метров пропитанной водоотталкивающим составом и потому особенно тяжелой лески стягивают с катушки и резкими взмахами гибкого нахлыстового удилища посылают ее вперед и назад, при этом еще и удлиняют ее дополнительным стягиванием с катушки. Когда после серии ритмичных посылов взад-вперед по воздуху длина лески в несколько раз превысит длину удилища, последним взмахом посылают ее прямо вперед, удерживая примерно в одном метре над водной поверхностью. Тогда мушка, привязанная к двухметровому и тоже сужающемуся к концу поводку, опустится на воду легко, «словно дыхание».
Одно созерцание этого доставляет немалое удовольствие, умение же приносит несравнимую радость!
Тяжелый, но щедро пропитанный жиром шнур легко держится на воде, а как только мущка проплывет положенное расстояние, его резким рывком вновь вздымают вверх и после одного или нескольких промежуточных (холостых) взмахов, во время которых сушатся перышки искусственной насадки, опять посылают вперед, чтобы мушка опустилась на воду нежно… «словно снежинка».
Цель столь мягкой посадки — предложить рыбе полную имитацию насекомого, либо упавшего на воду, либо спокойно севшего на ее поверхность, чтобы отдохнуть или отложить яйца.
Искусственные мушки представляют собой то подобия настоящих насекомых, то фантастические существа из перьев, щелка, шерсти, волос и других материалов. Сколько разновидностей их существует — не сможет сказать сегодня никто: коллекционеры насчитывают их до 500 и больше, причем каждая из них имеет свое наименование. Однако для ловли почти на всех текучих немецких водах достаточно какой-либо дюжины различных мушек.
Рыба бросается на мушку точно молния, но мгновенно распознает обман и тотчас выплевывает ее обратно. Зафиксировать и успешно использовать для подсечки те доли секунды, что длится атака, — самая захватывающая и трудная задача. Рыбья хватка угадывается порой лишь по мимолетному блеску или легкому бу-рунчику на поверхности воды, и тот, у кого недостаточно острое зрение и проворная рука, то и дело будет запаздывать с подсечкой. Разумеется, рыбу прельщает не каждая предложенная ей мушка; выбрать нужную — это, пожалуй, целая наука, в чем может убедиться каждый, понаблюдав у воды разностороннюю жизнь насекомых в различные периоды суток и года.
Ловля на искусственную мушку придумана специально для форели и ее родст конников. Однако нахлыст с таким же успехом может быть применен для ловли всех держащихся в верхних слоях воды и даже некоторых глубоководных рыб. Натуральных насекомых и искусственных мушек при ловле нахлыстом хватают голавль, язь, жерех, красноперка; даже плотва и окунь не прочь отведать насекомое или его искусственное подобие, умело предложенное опытным нахлыстовиком.
И если мастерскую технику заброса освоить нелегко, то все же она не настолько трудна, чтобы быть недоступной настойчивому рыболову. Несомненно одно: одному добиться чего-либо путного весьма трудно. Великолепную возможность освоить отточенную технику заброса предоставляют специальные немецкие турниры, основоположником которых многие называют меня. И не исключено, что кое-кто из сегодняшних «болельщиков» этих матчей завтра сам станет членом одной из соревнующихся команд. Вскользь не мешает упомянуть, что наряду с удилищем, катушкой и шнуром для ловли нахлыстом необходим хороший, по возможности удобо-носимый подсачек.
В странах, где из моря еще нередко подымаются вверх по рекам лососи — в Норвегии, Финляндии, Советском Союзе, Канаде,— их ловят более длинными и тяжелыми двуручными нахлыстовыми удочками, привязывая к концу шнура большую великолепную мушку. Надо полагать, что вываживание лосося весом 40 фунтов и больше — это не только минуты крайнего напряжения мускулов рук и ног, но и самой захватывающей борьбы.
Нахлыстовая снасть непрерывно совершенствуется Улучшаются шнуры, появились «автоматические» нахлыстовые катушки. Изнурительная ручная подмотка заброшенной на воду лесы выполняется новой катушкой автоматически: для этого достаточно нажать пружинку. Колотый бамбук — прекрасный материал для изготовления нахлыстовых удилищ, позволяет придать им необходимый строй, гибкость. Не прекращаются поиски и новых материалов, которые позволили бы сделать эту спортивную снасть еще более изящной и легкой.