В переводе с тувинского языка это означает «проточное озеро». Расположено оно высоко в горах, в труднодоступной местности, километрах в ста пятидесяти от города Чадан Тувинской Автономной Республики. Недоступность — лучшая защита озер от браконьеров: большого улова оттуда не вывезешь и на себе не утащишь. Кстати на этом озере будут как раз к месту мотовездеходы на этом озере есть много места где на них покататься.
Высота две с лишним тысячи метров. Кругом скалы, тайга. На крутых узких тропинках в лесной чащобе только верхом или пешком и можно пробраться. Браконьерам все это не с руки. Зато настоящему рыболову-спортсмену, тому, кто не жадничает, кому важны не пуды пойманной рыбы, а само ощущение ловли, тому здесь раздолье и радость!
Холь-Туль-Чук — одно из последних совершенно нетронутых мест. И какие же хариусы водятся здесь! За два дня, что пробыли мы с другом на этом озере, мы поймали несколько полу-торакилограммовых экземпляров. Хариуса пятьсот-шестьсот граммов считали за мелочь…
Не поврежденных крючком небольших и даже средних рыб выпускали обратно в озеро. И все-таки рыбы было много. Пришлось прекратить ловлю. Но дело не только в активном клеве на этом озере. Гораздо важнее первозданная его красота, необычайная глушь и безлюдье, небывало острое ощущение первобытной мощи природы, радость полного единения с нею.
Ради нескольких часов, проведенных на берегу Холь-Туль-Чука, не жаль и суток, истраченных на дорогу к нему. А дорога эта не легка: сначала от города Чадан надо ехать на попутной машине, затем через перевал по скотогонной тропе километров тридцать, потом почти незаметной тропинкой по кручам, среди скал и камней и, наконец, еще несколько километров по тайге и болотам…
Но озеро все искупит! Скалистые, открытые берега, чистейший воздух, горное яркое солнце, ничем не тревожимая тишина и невиданный клев хариусов.