Ловля рыбы с парусных шхун

Что такое шхуна? Шхуна — это парусное судно, оснащенное не менее чем двумя мачтами и косыми парусами. Она легка в управлении, не требует наличия большого экипажа. А небольшая осадка позволяет шхуне быстро перемещаться даже по мелководью.

За свою историю шхуна много раз модернизировалась с целью повышения маневренности и устойчивости к волне. Ее использовали не только для путешествий по морям и океанам, но и как торговое судно, и даже как военно-морской корабль.

Что такое шхуна и как она устроена

Это небольшой корабль под управлением нескольких человек. Главная особенность двухмачтовой от иных типов парусов состоит в расположении самой высокой мачты судна или грот-мачты. На шхуне она располагается недалеко от кормы, чтобы не мешала шесту (гафелю) фок-мачты.

Что такое у шхун парусное вооружение. Основные типы такелажа подразделяются на:

  • гафельные или бермудские — с косыми парусами;
  • марсельные и брамсельные — шхуна снабжена дополнительным прямым парусом, брамселем;
  • стаксельные — стаксель или треугольный парус ставится на переднюю мачту в качестве дополнительно управляемого паруса;
  • парусами на шхунах управляют с палубы, на мачту забираться не нужно, как на других парусных судах.

Узкий корпус и большие паруса делали шхуны быстроходными, они развивали при попутном ветре скорость более 11 узлов. Особенно хорошо шхуна идет при боковых ветрах или под острым углом к ветру. Однако при попутном ветре шхуна становится плохо управляемой или рыскливой, когда виляет из стороны в сторону, уменьшая скорость передвижения.

Ловля рыбы с парусных шхун

Жемчужина для пирата

В первой половине 18 века шхуны получили большое распространение в Англии. Они использовались рыбаками, торговцами и искателями приключений — пиратами. Такая шхуна описана в романе Стивенсона «Остров сокровищ» — знаменитая «Испаньола».

Она была достаточно крупная — водоизмещением 200 тонн. Палубы делились на верхнюю и нижнюю. Что такое у шхун нижняя палуба? Она разделена на отсеки:

  • в центральном находился грузовой трюм;
  • в носовой части размещалась команда;
  • кормовой отсек нижней палубы включал камбуз, каюты капитана и старшин экипажа;
  • верхняя палуба была ровной, возвышаясь над нижней на 1,6-1,7 м;
  • шхуны были популярны у пиратов из-за их быстроходности, маневренности и малой осадки.

Обычная пиратская шхуна в 18 веке была водоизмещением 100 тонн и несла на борту 8 пушек. Экипаж набирался до 75 человек. Недостаток — это малая дальность плаванья, поэтому приходилось заходить в порт для пополнения запасов еды и воды. Флибустьеры часто бросали старые корабли, затапливали их и добывали новые.

Ловля рыбы с парусных шхун

На войне, как на войне

Начиная с 19 века на шхунах стали увеличивать количество мачт и парусов. Самая большая семимачтовая шхуна была построена американцами на верфи Куинси и спущена на воду в 1902 году, она называлась «Томас У. Лоусон».

К слову сказать, наибольшее распространение шхуны получили в Америке. Они использовались для торговли, пассажирских перевозок, в военных целях.

Первая шхуна, созданная американцами в 1750-х годах для английского военно-морского флота, носила название «Барбадос». Она использовалась в войне с французами и индейцами. На корабле было 14 орудий и столько же вращающихся пушек.

Легендарный Джеймс Кук путешествовал на военных шхунах, исследуя берега Канады.

На фото: Японское море и шхуны у восточных рубежей России.

Ловля рыбы с парусных шхун

История клипера в России

В 1834 году фон Шанц — адъютант начальника Морского штаба России князя Меньшикова — едет в Северные штаты для приемки заказанного там пароход-фрегата «Камчатка». Там будущий контр-адмирал впервые увидел балтиморские шхуны и в них влюбился окончательно и бесповоротно. Они отличались от других шхун сильно наклоненными в стороны кормы высокими мачтами и большими парусами, которых могло быть всего три.

Позднее, получив службу в Кронштадте и далее на верфь в Або (теперь г. Турку), где строились корабли для российского императора по чертежам фон Шанца, была построена балтиморская шхуна «Опыт». Она предназначалась для службы в Каспийском море.

Несмотря на скептическое мнение окружающих, шхуна превосходно показала себя, выявив все положительные качества. Позднее, в 1847 году была заложена еще одна такая шхуна для службы на Балтийском флоте («Опыт»).

Шхуна «Опыт» за время службы много трудилась и совершила знаковые плавания.

  1. Участие в парусных гонках 1848 года. Эти гонки проводил Императорский яхт-клуб Санкт-Петербурга.
  2. Постоянно патрулировала, находясь в плавании, воды Финского залива.
  3. Принимала участие в нескольких экспедициях при участии военно-морского флота.
  4. Бывала у берегов Дании.
  5. Прекратила службу в Балтийском флоте в 1863 году.

Ловля рыбы с парусных шхун

Оснащение шхуны «Опыт»

Новый построенный парусник «Опыт» имел следующие параметры:

  1. длина — 21,6 метра;
  2. ширина около шести метров;
  3. осадка — всего 2,2 метра.

Водоизмещение шхуны составляло 82 тонны, при этом в ее трюме был уложен балласт для устойчивости на сильной волне около 9,6 тонн чугуна.

Шхуна — корабль гладкопалубный. Это лишает судно обычного трюма, поэтому запасы воды и провианта размещались не в центре, а по краям корабля.

«Опыт», вооруженный двумя гафельными мачтами, нес только три паруса общей площадью в 346 кв. метра (фок, грот и кливер). Подробное описание шхуны «Опыт» было опубликовано в журнале «Морской сборник» в 1949 году. Именно по этим чертежам русскими моряками, потерпевшими бедствие на фрегате «Диана» у берегов Японии, была построена известная «Хеда».

Ловля рыбы с парусных шхун

Создание «Хеды» не только вернуло русских моряков на родину, но и открыло для Японии мир европейского кораблестроения.

Развитие кораблестроения и роль шхун

Шхуны сыграли благоприятную роль в развитии строительства кораблей многих стран. Голландцы разработали основные линии парусника, англичане первыми использовали их в военных целях, американцы модернизировали и приумножили, а русские подстроили под нужды своего флота, дав толчок новым изысканиям в кораблестроении. Лоцманские судна, перенявшие лучшие свойства балтиморских, использовались вплоть до 20 века. Трудно переоценить роль шхун в развитии торговых и политических отношений между странами.

Рыба-парусник – представитель семейства марлиновых, парусниковых или копьносцев. От других видов отличается, прежде всего, наличием огромного переднего спинного плавника. В настоящее время учёные так и не пришли к единому мнению по поводу возможного разделения парусников на два вида: тихоокеанский и атлантический. Генетики не нашли существенных различий, но исследователи выделяют некоторые морфологические отличия. Кроме того, принято считать, что атлантические парусники (Istiophorus albicans) значительно мельче тихоокеанских (Isiophorus platypterus). Для рыбы характерно мощное прогонистое тело. Из-за наличия огромного спинного плавника, в сравнении с другими марлинами, его реже путают с меченосцем, рыбой, относящейся к другому семейству. Главным отличием меч-рыбы от всех марлинов является более крупное носовое «копьё», имеющее в сечении уплощённую форму, в отличие от круглой у парусниковых. На спинной части у парусника находятся два плавника. Большой передний начинается у основания головы и занимает большую часть спины, при этом, он выше, чем ширина тела. Второй плавник маленький и расположен ближе к хвостовой части тела. Парус имеет темный окрас с сильным голубым отливом. Ещё одной интересной особенностью строения туловища является наличие длинных брюшных плавников, которые расположены ниже грудных. Окрас тела рыбы характеризуется тёмными тонами, но с сильным голубым отливом, который особенно усиливается в период возбуждения, например, охоты. Цвета распределены таким образом, что спина обычно чёрная, бока коричневатые, а брюхо – серебристо-белое. На теле выделяются поперечные полосы, а парус часто покрыт небольшими пятнами. Парусники значительно мельче других марлинов. Их вес редко превышает 100 кг, при длине тела около 3.5 м. Но это обстоятельство не мешает им быть самыми быстрыми пловцами среди рыб. Скорость парусников достигает 100-110 км/ч. Парусники живут в верхних слоях воды, основными объёктами питания являются различные некрупные стайные рыбы, кальмары и прочее. Часто охотятся группами по нескольку рыб.

Способы ловли марлинов

Ловля марлиновых – это своего рода бренд. У многих рыболовов поймать эту рыбу становится мечтой всей жизни. Стоит отметить, что несмотря на меньшие размеры среди копьеносцев, парусники весьма сильный соперник и по темпераменту стоят в одном ряду с крупными экземплярами чёрных и синих марлинов. Основным способом любительской ловли является троллинг. По ловле трофейных марлинов проводятся различные турниры и фестивали. На этом специализируется целая отрасль в морской рыбалке. Тем не менее, есть любители, которые жаждут поймать марлинов на спиннинг и нахлыст. Не стоит забывать, что ловля крупных особей требует не только большого опыта, но и осторожности. Борьба с крупными экземплярами, порой, становится опасным занятием.

Ловля марлинов на троллинг

Парусники, как и другие копьеносцы, из-за своих размеров и темперамента считаются самым желанным противником в морской рыбалке. Для их ловли потребуются самые серьёзные рыболовные снасти. Морской троллинг – это способ ловли, при помощи передвигающегося моторного средства типа лодки или катера. Для рыбалки на океанских и морских просторах применяют специализированные суда, оборудованные многочисленными приспособлениями. В случае марлинов — это, как правило, крупные моторные яхты и катера. Это связано не только с размерами возможных трофеев, но и с условиями ловли. Основными элементами оснастки судов являются держатели удилищ, кроме того, лодки оборудуются креслами для вываживания рыбы, столом для изготовления приманок, мощными эхолотами и прочим. Удилища также применяются специализированные, изготовленные из файбергласса и других полимеров со специальной фурнитурой. Катушки используются мультипликаторные, максимальной ёмкости. Устройство троллинговых катушек подчинено основной идее таких снастей: прочность. Монолеска толщиной до 4 мм и более измеряется при таких рыбалках, километрами. Достаточно много вспомогательных приспособлений, которые применяются в зависимости от условий рыбалки: для заглубления оснастки, для размещения приманок в зоне лова, для крепления наживки и прочее, в том числе многочисленные элементы экипировки. Троллинг, особенно при охоте на морских гигантов – это групповой вид рыбалки. Как правило, используется несколько удилищ. В случае поклёвки для успешной поимки важна слаженность коллектива. Перед поездкой желательно узнать правила рыбалки в регионе. В большинстве случаев, лов рыбы проводится профессиональными гидами, которые полностью отвечают за проведение мероприятия. Стоит отметить, что поиск трофея на море или в океане может быть связан с многочасовыми ожиданиями поклёвки, иногда безуспешными.

Приманки

Для ловли всех марлинов, в том числе парусников, применяют различные приманки, как натуральные, так и искусственные. Если используются натуральные, опытные гиды изготавливают приманки при помощи специальных оснасток. Для этого применяют тушки летучих рыб, скумбрий, макрелей и прочее. Иногда даже живцов. Искусственными приманками являются воблеры, различные поверхностные имитации корма парусников, в том числе силиконовые. Места ловли и ареал обитания Наибольшая популяция парусников живёт в индо-тихоокеанском регионе. Рыбы, живущие в атлантических водах, в основном, обитают западной части океана. Из Индийского океана через Красное море и Суэцкий канал парусники иногда попадают в Средиземное и Черное моря.

Нерест

Размножение парусников схоже с другими марлиновыми. Половозрелость возникает, в среднем, в возрасте 3-х лет. Плодовитость весьма высокая, но большая часть икры и личинок гибнет на ранней стадии. Нерест обычно происходит в конце самого тёплого периода года и длится около 2-х месяцев.

Оставьте комментарий