Для рыбной ловли близ Ревды есть три крупных водоема — Волчихинское и Новомариинское водохранилища и Ревдинский пруд. Плюсом к ним — небольшой Старомариинский пруд и река Чусовая. По мнению председателя городского Общества охотников и рыболовов Анатолия Гайдукова, рыбалка на этих водоемах интересна тем, что вода в них чистая и рыба вкуснее по сравнению с рыбой, которую можно поймать в водоемах соседних районов. Другое дело, что наши водоемы надо очень хорошо знать, чтобы быть с уловом.
— Когда в середине мая запускали сига в Новомариинское водохранилище, специалисты спускали в воду эхолот и обнаружили, что рыбы очень много, — рассказывает Анатолий Гайдуков. — Это подтверждают и разговоры самих рыбаков. Рыба тут разная. Но ее ловить надо уметь. Без ухи не остаться больше гарантий все-таки на Волчихинском водохранилище. Оно по площади больше, чем Новомариинское, мельче и вода теплее. Кормовая база для рыбы богаче, поэтому рыбы там объективно больше. Только, к сожалению, весь водоем поделен браконьерами — сети стоят везде. Инспекторская проверка идет плохо — сил не хватает, чтобы бороться с браконьерством.
По ценности рыбы, по словам Гайдукова, все-таки выигрывает Новомариинское водохранилище, потому что водоем очень глубокий — перед плотиной — 25 метров глубины, когда вода в берегах, как сейчас.
— Лично я знаю яму, которую измерял по первому льду, она находится чуть выше устья реки Горелки по левому берегу, насчитал 22 метра, — говорит Анатолий Евгеньевич. — Какой глубины Ревдинский пруд, сказать не могу. Но, судя по рельефу местности, раньше он был глубокий. Местами глубина семь-восемь метров, наверное, есть. А показатель чистоты водоема — то, что там живет хариус, это и в Ревдинском пруду, и в Новомариинском и Старомариинском водохранилищах. Хариус попадает рыбакам редко, его ловят из-подо льда и летом.
В 70-е или 80-е годы, до того, как стали сильно «играть» уровнем воды в Новомариинском водохранилище, там водилась очень крупная щука. Попадались экземпляры больше 15 килограммов. Но воду на плотинах начинают сбрасывать весной. А щука начинает метать икру сразу со сходом льда. Как говорит Гайдуков, она, самая первая идет на нерест. И происходит следующее: щука икру отметала на мелководье, и тут же начинается сброс воды. В результате икра остается на берегу далеко от воды. Сейчас воду с плотины Новомариинского водохранилища спускают постепенно и зимой, поскольку Ревдинский пруд надо тоже держать на уровне — воду качают в Волчихинское водохранилище, из которого питьевой водой снабжается Екатеринбург.
— Сейчас плотину Новомариинского водохранилища передали, по-моему, екатеринбургскому «Водоканалу», — рассказывает Анатолий Гайдуков. — Раньше она была на балансе Новотрубного завода Первоуральска. Еще один факт. Плотина была в аварийном состоянии, и ее отремонтировали. Теперь она в состоянии удержать максимальный уровень воды. Это сразу сказалось на рыбе — ее стало больше, и она икру не мечет на берег. Появился судак на Ледянке, а он как раз любит глубину. Рыбалка стала интереснее. Кстати, судака привезли с Волчихинского водохранилища.
Традиционными местами для рыбной ловли являются верховья Ревдинского пруда, начиная от Козырихи (там водится много щуки. Правда, некрупной, но кто имеет сноровку, тот ловит), район бывшей базы отдыха «Елочка». На этой площади сидят рыбаки и зимой, и летом. Важно еще, чтобы был хороший подъезд к воде, пешком ведь сейчас почти никто не ходит. Поэтому давным-давно облюбованы рыбаками районы Шумихи и высоковольтной линии, все заливы, где речки впадают в Ревдинский пруд — Кислянка, Тараканиха, Поповка. Но практически по всем берегам наших водоемов люди рыбачат и караулят крупную рыбу.
На любительскую ловлю не надо никаких разрешений. Ограничение на рыбалку существует на время нереста — нельзя рыбачить с лодок с мая до 15 июня. Также ограничивается количество орудий лова с берега — одна удочка. Что касается регистрации лодок, то с конца мая прошлого года изменены правила. Теперь не надо регистрировать плавсредство, если оно весит 200 и меньше килограммов. Не надо регистрировать и двигатель лодки, если его мощность меньше 11 л.с.
Как рассказывает Анатолий Гайдуков, раньше все рыбаки были членами городского Общества рыболовов и охотников. Взносы были условные, в пределах трех рублей в год. Но на рыбацких базах с членским билетом услуги обходились наполовину дешевле. Допустим, переночевать для рыбака без билета стоило рубль, а для рыбака с билетом общества — 50 копеек. Такая база была на Шумихе. Но в середине 90-х годов получилось так, что охотники остались, а рыбаков нет — смысла люди не видят.
— Наши водоемы надо беречь от браконьеров, а их у нас дополна, — подчеркивает Анатолий Гайдуков. — Сейчас китайская сеть в 80 метров стоит меньше 500 рублей! Ее поставил один раз, рыбу добыл, и сеть уже окупилась. Меня браконьерство просто удивляет. Зачем? Теперь рыбная ловля не является способом добывания пищи. Это подспорье к столу еще можно было понять в 70-80 годы. Сейчас — это просто дикость. Никто ведь с голоду не умирает. Инспекторы Рыбнадзора есть, но их, наверное, всего 20 человек на всю Свердловскую область. Порядок на водоемах надо наводить обязательно. Когда была экологическая милиция, она шевелилась, и народ ее побаивался. Потом это все упразднили. Я считаю, это неправильно. От безнаказанности народ стал и циничнее, и наглее.
У Владимира Пузаткина излюбленное место рыбалки близ детских загородных лагерей на Ревдинском пруду. Никаких особых хитростей в наживке он не использует, в основном, это перловая крупа или червяк. Раньше, говорит, вытягивал больших лещей, однажды попалась и щука весом в четыре килограмма.
- вода
- природа
- увлечения
- экология
Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.