Вряд ли какая-то часть оснастки вызывает к себе различное отношение спиннингистов, как катушка. Спиннингисты, которые придают большое значение техническому устройству оснастки, с удовольствием покупают «специальные» замысловатые катушки, при этом не такие технические ценители их коллеги выбирают катушки проще, как ёмкость для хранения шнура.
Для легкого класса нахлыста вид катушки практически не важен. Если нужно, то можно проиграться с небольшой рыбкой с помощью обычной катушки. Битва же с по-настоящему трофейной рыбой подразумевает повышенные требования к оснастке, в общем: прочность шнура, сопротивление спиннинга на излом, точность управления приманкой и максимальная надежность здесь очень важны. Зачастую проблемы с катушкой навивают воспоминания про «ту большую рыбу, которая ушла».
Есть два вида катушек. Ординарные модели довольно просты по своей конструкции. Шнур накручивается на шпулю с помощью, присоединенной к ней ручки. Если шнур скидывается со шпули, то ручка, естественно, крутится в другую сторону. Недостаточно подстраиваемый храповик или установленный регулятор тяги не дают сильно раскрутиться катушке, когда шнур сходит очень быстро. Есть катушки с регулировкой дискового тормоза. Скорость передачи шнура будет зависеть от размера шпули и от того, какое количество шнура на ней. Есть модели с мультипликатором (похожие на спиннинговые). На удобные безынерционнки оборудованы хорошо настраиваемой системой тормоза и подшипниками на шарнирах. При этом если шнур скидывается со шпули, ручка находится в неподвижном положении либо может крутиться в другую сторону. Обрыва подлеска при сильном рывке при сматывании шнура можно не допустить грамотной настройкой тормоза.
Шпули на простых катушках, как правило, фиксируются изнутри кожуха. Катушки, где одна из сторон шпули находится в открытом состоянии, обязаны быть сделаны очень качественно, чтобы не допустить проблем со шнуром. Допустимое качество имеют модели из синтетических материалов.
Функциональные требования формулируются таким образом. Катушки должны быть максимально легкими, крутиться без каких-то люфта, не подвергаться коррозии и должны помещать размер шнура, нужный для определенного типа ловли. Для легкого класса нужен шнур и 40 м. бекинга, для среднего класса – шнур и 120 м. бекинга. Однако шпулю можно заполнять лишь до того места, в котором еще не соприкасаются шнура и поперечины. Необходимы сменные шпули и легко настраиваемые тормоза. Также необходимы гладко, но удобно обработанные ручки и подстроенные винты, отполированные направляющие, которые не будут перетирать шнур.