В 2014 году там добыто 55 тыс. тонн этого биоресурса
Специалисты ТИНРО-Центра обсудили возможности промысла пелагических кальмаров на Дальневосточном бассейне. По словам сотрудника ТИНРО-Центра Михаила Зуева, данные многолетних ресурсных исследований позволяют оценить общую биомассу кальмаров в целом в дальневосточных морях России и северо-западной части Тихого океана приблизительно в 15-20 млн. тонн.
В настоящее время на акватории Охотского моря кальмары добываются как прилов, их специализированный промысел не организован. В прикурильских водах Тихого океана спецпромысел командорского кальмара ведется с 1970 гг. По мнению специалиста, есть все основания предполагать возможность развития его промысла и непосредственно в Охотском море. Кроме того, там может осваиваться и не менее ценный в пищевом плане и весьма многочисленный северный кальмар (Бореотеутис северный).
Командорский кальмар широко распространен в северо-западной части Тихого океана, он встречается в Японском, Охотском и Беринговом морях, а также с тихоокеанской стороны Японских (восточнее северного побережья о. Хонсю), Курильских, Командорских и Алеутских островов. Эффективный промысел охотоморской популяции командорского кальмара ведется только с тихоокеанской стороны Курильских островов, иногда кальмар прилавливается и с охотоморской стороны островов а вылов ограничивается количеством промысловых судов. В Охотском море промысел более сложен, чем в традиционном районах промысла на Курильских островах, поскольку кальмар не образует плотных скоплений на удобных для траления грунтах. Однако высокая выживаемость молоди в 2012-13 гг. позволила достичь значительных объемов добычи командорского кальмара в Северо-Курильском районе в 2013-14 гг. – 58 и 55 тыс. тонн соответственно.
Как сообщают в ТИНРО-центре, северный кальмар широко распространен от северной части Берингова моря до залива Аляска и дальше на юг до Калифорнии на востоке и до северо-восточного Хонсю на западе северной части Тихого океана. В ряде регионов, например, в Охотском и Беринговом морях, этот кальмар – один из самых многочисленных представителей головоногих в эпи- и мезопелагиали. Основным районом обитания кальмара является прикурильские воды Охотского моря и СЗТО, причем в Охотоморье кальмар присутствует круглый год. Биомасса северного кальмара оценена в пределах 500 тыс. тонн. Наибольшие скопления этот объект образует в районе центральной глубоководной котловины Охотского моря. Промысел наиболее эффективен в конце лета — начале осени, его уловы достигают до 300 кг/час. Однако при этом траление идет не всегда по скоплениям кальмаров, приходится прибегать к поисковым работам, что делает этот промысел более сложным. Однако этот многочисленный объект не менее ценен в пищевом плане, чем командорский кальмар и облавливаться он может обычным пелагическим тралом.
К другим распространенным пелагическим кальмарам, также потенциально востребованным промыслом, можно отнести гонатуса Мадоки и камчатского гонатуса.
Гонатус Мадоки встречается на всей акватории Охотского моря от поверхности до 2000 м. Общая биомасса в море оценивается в 80 тыс. тонн, а численность в 31,5 млрд. экземпляров в августе и сентябре. По данным учетных съемок большая часть кальмара обитает в северной шельфовой части моря, где в отдельные годы его биомасса осенью достигала 1,7 млн. тонн. Этот объект уступает по пищевой ценности северному и командорскому кальмарам, но перспективен для использования при производстве БАДов.
Камчатский гонатус встречается в Охотском и Беринговом морях, а также с тихоокеанской стороны Японских, Курильских и Алеутских островов. Главным образом камчатский гонатус обитает в Тихом океане, где его численность составляет по последним оценкам 3,7 млрд., а биомасса – 44 тыс. тонн. В Охотском море этот кальмар встречается в южной части моря, у Курильских островов, обитая преимущественно в прикурильских океанических водах в широком диапазоне глубин. Численность в Охотском море достигает 0,6 млрд. особей, а биомасса 2 тыс. тонн. Этот объект также менее ценен в пищевом аспекте, но может использоваться для различных нужд промышленности.
В целом для более полной оценки ресурса пелагических кальмаров необходимо проведение съемок с учетом сложного вертикального распределения кальмаров в зависимости от времени суток.
Ученые ТИНРО оценили в ходе визита на борт новое судно «Восток-8», специализированное под промысел кальмара на Дальнем Востоке. По словам специалистов, судно оснащено современным световым оборудованием и джигерными лебедками, которые позволят вести эффективную добычу кальмаров.
Кальмары, в первую очередь, тихоокеанский кальмар – один из самых недоосваиваемых ресурсов на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что по пищевой ценности он не уступает своему «собрату» командорскому кальмару, его освоение в последние годы составляло не более 10-20% от рекомендуемого объема. Это короткоцикловый вид, который живет всего один год, поэтому пропустив всего один промысловый сезон в период высокой численности, наверстать упущенное уже нельзя, рассказывает заместитель директора ТИНРО Александр Буслов. Перспективные районы промысла тихоокеанского и других кальмаров по сезонам уже давно были описаны ТИНРО и другими отраслевыми институтами, но проблемы как раз таки заключались в отсутствии достаточного количества флота, специализированного под промысел кальмара.
В отличие от командорского кальмара, тихоокеанский обитает в рассеянном состоянии и хуже облавливается тралами. Пригодные для освоения тралами скопления он образует только у юго-западного побережья Сахалина и на Южных Курилах. Поэтому для его успешной ловли на других перспективных участках необходимо использовать другие принципы лова.
На новом судне вдоль всего борта установлены джигерные лебедки (тросы с крючками и приманками), а также люстры с разным светом, создающие так называемый «световой коктейль», работающие над и под водой.
Компания-владелец РК «Восток-1» намерена приступить к промыслу кальмара Бартрама в открытых водах Тихого океана уже сейчас, а в летне-осенний сезон перейти к промыслу тихоокеанского кальмара в Японском море.
На 2019 год ученые предлагают к вылову на Дальнем Востоке 150 тыс. тонн командорского кальмара, 90 тыс. тонн – тихоокеанского, 30 тыс. тонн – кальмара Бартрама.