Я сконструировал брезентовую лодку-зонтик с каркасом из дюралевых трубок диаметром 17 мм (рис. 1,в), теперь берегись рыба в пруд. Длина лодки 240 см, ширина 110 см. За счет ширины она устойчива и надежна на воде. При нагрузке 100 кг погружается, в воду всего иа 4—6 см, а нормальная грузоподъемность 150 кг. Килевые трубки несколько пропгуты внутрь, что улучшает ее скольжение по поверхности. Брезент не надо снимать: кроме сиденья нет никаких съемных деталей и узлов соединений, а складывается она по принципу обыкновенного зонтика, на что достаточно одной минуты (рис. 1,6).
Сиденье высотой 30 см вращается вокруг своей оси При желании можно вбить в землю кол 120—130 см и, надев на него перевернутую лодку, укрыться от дождя или солнечных лучей. Б сложенном состоянии ее диаметр равен 20 см, длина 130 см, а вес всего 8 кг
Для изготовления лодки следует приобрести 20 м дюралевых трубок. Подходят старые кровати-раскладушки, но еще лучше металлические лыжные палки: они меньше по диаметру, легче и прочнее. Кроме того, нужно подготовить: отрезок дюралевой трубки длиной 28 см и внешним диаметром 30— 35 мм; отрезок железной трубки 15 см с таким же внутренним диаметром и толщиной стенок 2 мм; листового железа 1,5 (мм) — 0,5 м и 2,5 мм — 0,1 м2; 4—5 м 4-миллиметровой проволоки; 5 м брезента шириной 112 см и бельевой шнур 10 м.
Изготовление и сборка лодки
Нарежьте трубки длиной по 87 см — 2 шт., по 66 — 4, по по 39 — 4 и по 37 — 6 шт. С каждого конца трубок вбейте втулки из плотного дерева по 6— 7 см. В трубках по 43 см с двух концов параллельно друг другу, а в остальных трубках с одного конца в 10 мм от края просверлите отверстия 4 мм. Чтобы не было путаницы, трубки для нижней муфты и шпангоуты к ним пронумеруйте по часовой стрелке в таком порядке:
Из листового железа толщиной 2,5 мм вырежьте три диска, один диаметром 100 мм, два по 80 мм. В одном из последних середину вырежьте по диаметру железной трубки (рис. 2,а), которую, разрезав на три равные части, перпендикулярно приварите к середине дисков (рис. 2,6). В дисках 80 мм по краю через каждые 20,5 мм сделайте по 12 вырезов Зх х 10 мм (рис. 2,в).
Нарежьте 24 заготовки 94 х 20 мм из листового железа толщиной 1,5 мм и согните их в виде треугольников (рис. 3,а), в которых просверлите у основания отверстия, а у острого угла сделайте вырезы 2,5 х х 10 мм (рис. 3,6). Из проволоки согните два кольца диаметром 112 мм и на концах просверлите по одному отверстию 1,5 мм.
На одно из колец поочередно — сначала треугольник, а затем» трубку — наденьте 12 треугольников и 12 трубок по 43 см. Начиная с крайнего треугольника, постепенно вставьте их в вырезы кружка без середины. Когда вставите последний треугольник, подбейте их плотно и зашплинтуйте кольцо (рис. 4). В таком же порядке соберите нижнюю муфту, но трубки наденьте после первого треугольника 87 см длиной, затем 66, 49, 47, 49, 66, 87, 66, 49, 47, 49 и 66 см.
Из листового железа 1,5 мм нарежьте 12 заготовок 51 х 50 мм и согните угольники буквой «П» (рис. 5,а). С одного конца надрежьте основание с двух сторон на 10—12 мм и загните вверх, а по сторонам просверлите в 15 мм друг от друга два отверстия (рис. 5,6). Чтобы каркас плотно складывался, кроме угольников для шпангоутов № 1 н 7 срежьте загнутые вверх упоры до 3 мм. Шпангоуты № 1 и 7 вставьте в угольники так, чтобы трубки плотно прижались к упорам и образовали угол 140°, после чего, просверлив сквозные отверстия, заклепайте до свободного вращения (рис. 6).
Таким же путем сделайте четыре угольника для шпангоутов № 2, 6, 8, 12 и заклепайте под углом 125°, четыре угольника для шпангоутов № 3, 5, 9 и 11 под углом 110° н два угольника для шпангоутов № 4 и 10 под углом 100°. Вставьте трубки нижней муфты в угольники шпангоутов согласно номерам и, просверлив отверстия, заклепайте (рис. 7).
На трубке-стойке в 80 мм от верхнего торна просверлите четыре отверстия о 10 мм друг от друга, после mci о, вставив ее в трубку нижней муфты, просверлите сквозное oieepc-тие и закрепите бол i и ком с гайкой (рис. 8).
Приготовьте 12 заготовок 81 х 40 мм из листового железа 1,5 мм и согните их в виде скоб, облегающих трубки (рис. 9,а). В скобах просверлите: одно отверстие под заклепку в 7 мм от основания и 40 мм от края и два отверстия в 26 мм от основания и в 7,5 мм от края (рис. 9,6).
Разложив нижнюю муфту с трубками на полу, наденьте верхнюю муфту на стойку и закрепите так, чтобы расстояние между дисками составило 13—14 см. Наденьте приготовленные скобы на трубки нижней муфты и временно с помощью болтиков соедините их с трубками верхней муфты. Просверлите отверстия и приклепайте скобы к трубкам нижней муфты, после чего замените болтики на заклепки до свободного вращения (рис. 10.). Для верхней муфты из отрезка проволоки 11 — 12 см сделайте стопор и привяжите его шнурком к муфте. Сиденье вырежьте из фанеры 40 х 25 см. По краям оставшегося диска просверлите пять отверстий и. подложив шайбы, приклепайте к фанере.
Все железные детали каркаса покрасьте краской просушите. На полу расправьте каркас, поднимите шпангоуты и временно, без перекосов пришейте к ним бельевой шиур, затем хорошо натяните его и свяжите. Вырежьте из брезента дно, для чего отрежьте 190 см и, разложив под каркасом, обрежьте его прямыми линиями между углами шпангоута, оставив для шва 2 см (рис. 11 ,а). Для бортов вырежьте две половины 284 х х 50 см. Сшейте на конус края у шпангоутов № 1 и 7 под углом 140° и срежьте углы, оставив кромку 2 см: Кроме того, у шпангоутов № 3, 5, 9, и 11 загните и пришейте конусные складки (рис. 11,6).
Дно к бортам пришейте, как и углы со складками, швом внутрь, оставив кромку 2 см, после чего заверните все кромки и дважды прошейте. На уровне, шпангоутови хорошо натянув борта, загните и пришейте внутрь кромку так, чтобы можно было вдеть шнур и сшить его концы. Из оставшихся лоскутков вырежьте кружки и пришейте с внутренней стороны под нижней муфтой и углами шпангоутов. Наденьте брезент на каркас и, установив ровно шпангоуты, пришейте верх бортов к ним, а по углам шпангоутов к брезенту пришейте отрезки бельевого шнура по 20 см и привяжите трубки.
Для удобства к бортам пришейте по одному карману с каждой стороны из любой ткани, а вместо уключин на удобном вам месте к кромке бортов пришейте двойной плетеный шнур 35—40 см.
Весла я сделал из той же фанеры: лопасть 25—15 см; для этого две трубки по 16 см разрезал вдоль на 8 см, вставил фанеру и заклепал двумя заклепками. Вместо палок к веслам можно приспособить третье колено бамбуковых удилищ, так как при ловле с лодки достаточно двух колен.
Чехол для лодки можно сделать из любой уплотненной ткани. Сшейте его в виде длинной круглой сумки с дном, с боку пришейте ручку, а верх затяните шнурком. Изготовленной таким образом лодкой пользуюсь лва года. Она успешно прошла многие испытания, я ею очень доволен.