Моторные лодки и яхты для перевозки туристов должны иметь соответствующие размеры, длину от 6 — 7,5 м и ширину от 1,8 — 2,4 м, а также двигатель до 15 л. Эта длина должна полностью использоваться под такие помещения, как каюта, кокпит, кладовая. Так называемый «переруб», или моторный отсек в средней части лодки, может только создать неудобства и будет недостатком. Вообще, лучше, если двигатель, занимающий не так много места, будет закрыт легким съемным кожухом.
Не следует стремится сделать каюту высокой. Такая надстройка только ухудшит устойчивость и управляемость самого катера при сильном ветре. Это также недопустимо при плавании в морских заливах и крупных водохранилищах. Высота над сиденьями может составлять 0,9 — 1,2 м.
По поводу сечений по шпангоутам, они должны быть в меру округлыми. Наилучший вариант, если скула имеет окружность небольшого радиуса, днище же, плоское, либо слегка килеватое.
Лодка с маломощным мотором, например 6 л.с., предполагает расположение транца над водой и заостренным книзу. С увеличением мощности мотора, меняется и транец. В таком случае, он более полон и глубже погружен в воду. Обязательным является подъем днища к ватерлинии в корме.
А вот в носовой части следует обратить внимание на остроту ватерлинии, значительный развал бортов.
Гребной винт и руль должны быть защищены от повреждений, а двигатель должен быть доступным для осмотра и ремонта.
Если лодка деревянная, тогда проверке подлежит состояние форштевня и ахтерштевня, а также самой обшивки в шпунтах у киля и транца. Лезвие ножа должно без усилий входить в поврежденные гнилью места. Следует зачистить на таких участках краску и оценить объем предстоящих ремонтных работ, наметить район замены обшивки. Стоит проверить состояние древесины, находящейся под металлическим крепежом, и, конечно же, сам крепеж: возможно, что болты и заклепки, подлежат замене.
При осмотре внутренней части корпуса обратить внимание на шпангоуты (особенно на трещины), с помощью ножа проверить килевую часть и нижний шпунтовый пояс обшивки.