Все утро я ловлю рыбу

 

Шарль Лонсевиль, инженер по литью пушек, был взят в плен во время отступления из Москвы наполеоновской армии. У Лонсевиля была отморожена нога. Старый мундир пропах гарью пожарищ, глаза слезились от блеска снегов.

Несколько раз за время жизни в России Лонсевиль упоминал, что был когда-то бонапартистом.

Он был благодарен Бонапарту, бросавшему его как незаметную частицу своей армии из Ломбардии в Моравию и из Пруссии в Россию.

Произнося слово «бонапартизм», Лонсевиль вспоминал вечера Венеции, каналы на окраинах, где артиллеристы купали лошадей, дубовые леса Германии, горячую кровь, капавшую в сырую траву, дым сражений, застилавший полевые дороги и реки…

В плену Лонсевиль понял, что прошлое убито окончательно и возврата к нему нет.

В 1810 году Лонсевиль встретил в почтовом дилижансе по пути в Гренобль высокую и тонкую женщину с живыми глазами. Ее сопровождал кавалерийский офицер в пыльном мундире и мягких сапогах, обшитых мехом. Была зима. Дилижанс поминутно застревал в грязи. Ночью ехать стало невозможно. Остановились в ближайшей деревне, где в кабачке нашлось чудесное вино. Офицер топил камин можжевельником и хвалил сырой ветер, дувший с Альп. Женщина дремала. Почти всю ночь офицер болтал с Лонсевилем. Потом Лонсевиль уснул и сквозь сон слышал, как офицер сказал женщине суровым тоном наставника:

— Мой молодой друг, пределом глупости является желание повторить вчерашний день.

Утром Лонсевиль вспомнил во всех мелочах ночную болтовню, и она показалась ему блестящей и увлекательной. Расставаясь со своими спутниками, Лонсевиль узнал их имена. Женщина оказалась молодой поэтессой Марией Трините. Имя офицера он забыл.

Год спустя Лонсевиль посетил Марию Трините в Париже. Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой. Через три месяца девица Трините стала женой Лонсевиля. С ней он прожил всего две недели, потом начались походы.

Изредка он получал от нее письма и читал их в пыльных палатках. Жена писала о жестоком времени, одиночестве, вытоптанной солдатскими конями Европе. Лонсевиль улыбался — за тягостью походов он видел победы. Но они не пришли. Пришли разгром и плен.

Лонсевиль сначала жил в Калуге. Затем его отправили на пушечный завод в Петрозаводск.

Путь был уныл. У Лонсевиля осталась память о тусклых реках и молчаливых людях, глядевших на француза с покорностью.

Приезд его в Петрозаводск совпал с посещением завода императором Александром. Царь медленно обошел закоптелые низкие мастерские. Он взял молот у кузнеца, три раза ударил по раскаленному стволу пушки и помахал в воздухе бледной рукой с длинными, будто оттянутыми искусственно, пальцами. Потом он вышел во двор, где у пруда толпой стояли рабочие, лениво вынул золотую монету и швырнул ее и пруд. Тотчас несколько рабочих бросились в воду в одежде, и один из них вынырнул с монетой в зубах.

— Молодец! — внятно сказал царь, вытирая руки мягким фуляром: на пальцы попали брызги прудовой тухлой воды.

— Рад стараться, ваше величество! — хрипло прокричал рабочий.

Лонсевиль смотрел на царя с отвращением и гневом. Так вот каков этот «брат», а потом соперник Бонапарта, метавшийся по своей стране, как мечется рыба с порванным плавательным пузырем!

Вскоре после переезда в Петрозаводск Лонсевиль был вызван к начальнику завода, оберберг- гауптману[1], англичанину Адаму Армстронгу.

Стояла осень. Черные реки — Неглинка и Лососинка — проносили через город желтые березовые листья и нагромождали их в пышные кучи около зеленых от гнили плотин.

Столбы тусклого пламени из доменных печей озаряли по ночам мертвый город, и в освещении этом он чудился Лонсевилю бредом. Зарево выхватывало из кромешной темноты куски незнакомой и угнетавшей Лонсевиля жизни: страшные усы будочника, поломанные мосты, мокрый нос пьяного, оравшего песню: «Не знаешь, мать, как сердцу больно, не знаешь горя ты мово», обрывки афишек, извещавших, что в знак посещения завода государем с рабочих будут отчислять по две копейки с заработанного рубля на сооружение церкви в слободе Голиковке.

Армстронг жил в губернаторском доме, построенном двумя полукружьями по обочинам площади, заросшей травой. Дом был благороден и прекрасен, как и все творения зодчего Растрелли.

Лонсевиль долго не мог припомнить, в каком городе он видел подобное здание. Потом вспомнил и улыбнулся. Конечно, в Веймаре, куда они входили июньским утром. Как можно забыть запах воды и лип и росу, падавшую с ветвей на сукно серых мундиров! Как можно забыть дым жаровен и золотую пену — ее приходилось с силой сдувать с тяжелых пивных кружек! Как можно забыть дом Гете, где в тишине, среди бальзаминов, рождались мысли, волновавшие лучшие умы Европы!

Воспоминание о Веймаре являлось, пожалуй, последней вспышкой детского бонапартизма. Портрет императора был потерян во время отступления, и новые мысли волновали Лонсевиля — мысли о странной стране, где он находился.

Армстронг принял Лонсевиля в темном кабинете, загроможденном, как старая кузница, образцами изделий завода — ядрами, кандалами, гирями и моделями пушек.

Армстронг был толст и сумрачен. Губы его подергивались неопределенной усмешкой.

Разговор пришлось вести через старичка переводчика, гувернера детей Армстронга, — англичанин плохо знал французский язык.

— Я докладывал императору о вас, — пролаял Армстронг, не глядя на Лонсевиля. — Его величество повелел оставить вас на заводе до окончания войны и, буде вы покажете старания и опыт в своем деле, заключить с вами контракт на работу в дальнейшем. Вы назначаетесь в литейную мастерскую помощником пушечного мастера Кларка.

— Я пленный, — горячо ответил Лонсевиль. — До окончания войны я принужден жить и работать здесь, но ничто в дальнейшем не заставит меня остаться в этой жестокой стране.

Армстронг поднял темные веки и тяжело взглянул на Лонсевиля. Тот невольно отвернулся. В этом англичанине все — вплоть до припухлых век и редких бакенбард — казалось отлитым из чугуна. С чугунной усмешкой Армстронг порылся в ящике стола, вынул горсть мелких бляшек и разложил их перед собой.

— Последствия свободы, равенства и братства столь очевидны и отвратительны, — сказал он, перебирая бляшки, — что жестокость необходима. Вы — джентльмен, и я хочу говорить с вами свободно. Россию можно назвать страной не столь жестокой, сколь несчастной. Беззаконие господствует сверху

Вопрос по русскому языку:

Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые.

1. Всё утро я ловлю рыбу.

2. На дне озера лежали истлевшие листья

. 3. Во всех звуках есть что-то вечернее

. 4. Старуха бросилась было за сыном.

5. Так она же день-деньской ревмя ревёт.

6. Вот я возьму и продам тройку!

7. Его слова снова задели Валицкого за живое.

8. Я пойду позову маму.

9. А ты и плакать сейчас же.

10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо.

11. Брат вступился было за меня.

12. Ещё я долго буду петь. 13. День как будто дремал.

14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла.

15. Первые недели плавания принесли разочарование.

Ответы и объяснения 2

Не понял предложения

я возьму и продам

первые недели принесли

1. подлежащее — я — выражено местоимением, сказуемое — ловлю — глаголом.

2. подлежащее — листья — выражено существительным, сказуемое — лежали — глаголом.

3. составное именное сказуемое — есть что-то — просто напиши СИС.

4. подлежащее — старуха — выражено существительным, составное глагольное сказуемое — бросилась было- выражено вспомогательным глаголом + глагол, лучше просто напиши над сказуемым СГС.

5. подлежащее — она — выражено местоимением, сказуемое — ревет — глаголом.

6. подлежащее — я — выражено местоимением, сказуемое — возьму и продам — однородными глаголами.

7. подлежащее — слова — выражено существительным, сказуемое — задели — глаголом.

8. подлежащее — я — выражено местоимением, (по-моему это тоже сост глаг. сказуемое)сказуемое — пойду позову — просто нужно подписать наверху СГС (это будет правильно).

9. (не уверена в грамматической основе) подлежащее — ты — выражено местоимением, сказуемое — плакать — глаголом.

10. подлежащее — небо — выражено существительным, сказуемое — белеет — глаголом.

11. подлежащее — брат — выражено существительным, сказуемое — всупился было — СГС, (выражено глаг + вспом частица).

12. подлежащее — я — выражено местоимением, сказуемое — буду петь — СГС.

13. подлежащее — день — выражено существительным, сказуемое — дремал — глаголом.

14. подлежащее — ложь — выражено существительным, сказуемое — стоит — глаголом.

15 . подлежащее — недели — выражено существительным, сказуемое — принесли — глаголом.

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась.

При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.

3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).

4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попросил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.

Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Падежи этих местоимений укажите.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады. (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроконечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она).

266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлинным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрывались тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой», потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром — это голубой туман, днем — белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго — на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь — луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». Под сенью ив.

И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово «полночь», которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно — двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо — узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.

Все утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки переметы, поставленные поперек реки еще с вечера. Сначала идут пустые крючки — на них всю наживку съели ерши. Но вот шнур натягивает-ся, режет воду, и в глубине возникает живой серебряный блеск — это ходит на крючке плоский лещ. За ним виден жирный и упористый окунь, потом — щуренок с желтыми пронзительными глазами. Вытащенная рыба кажется ледяной.

К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова:

«На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».

Паустовский К.Г. Мещерская сторона

Мой дедушка был заядлый рыболов и охотник. C самого раннего детства я ходил с ним на рыбалку. На охоту он естественно меня не брал, так, как я был совсем ещё маленьким. Это не сильно меня расстраивало. Охота мне не нравилась, зато рыбалку я полюбил очень сильно. Что может быть лучше, для мальчишки, чем сходить на рыбалку вместе с дедушкой ?

Когда мне исполнилось десять лет, то стаж рыболова-охотника у меня перевалил за три года. В те времена у меня была легкая бамбуковая удочка состоящая из одного длинного колена. Поэтому, когда я рыбачил, то заходил в воду по пояс, чтобы забросить наживку подальше. Главное было правильно выставить глубину и подобрать наживку, тогда клёв был обеспечен. Рыбалка сильно увлекла меня. С утра, я стал частенько ходить на рыбалку один. До речки было около километра. Моим любимым местом был-небольшой островок. До которого можно было перейти в брод, так, как речка в этом месте была не сильно широкая и глубокая. Именно на этом островке я и пропадал с раннего утра и до обеда. Рыба попадалась небольшая. В основном караси, да красноперки. Рыбы, тогда было много, не то, что сейчас. Обычно мой улов был примерно вот таким, как на фото:

Садка у меня не было, поэтому, как и большинство мальчишек, того времени я ходил на речку с маленьким ведёрком. В один из дней , с самого раннего утра солнце жарило невыносимо. Клёва почти не было. Поняв, что до обеда на таком солнце я не выдержу. Я решил поискать другое место, на другом берегу, в тени деревьев. Перейдя речку в брод, я направился в сторону небольшой заводи, где располагалась группа деревьев на самом берегу. Там я решил укрыться от солнца и продолжить рыбалку. Берег в этом месте был достаточно крутой и отвесный. Видно было, что здесь глубоко. Я сделал глубину побольше и стал рыбачить с берега. Из наживок у меня была перловка и черви. В начале я попробовал перловку, но клёв так и не наступил. Червей у меня было не очень много, но до обеда должно было хватить. И вот я насадил первого червяка. Закинул и стал ждать поклёвки.

Было очень тихо. Водная гладь была спокойная. Ветра не было. Отличные условия для рыбалки. Всё моё внимание было сосредоточено на маленьком поплавке. Я пытался уловить его малейшие колебания. Через некоторое время я увидел, что поплавок стал легонечко подергиваться потом очень плавно пошел в сторону, а после резко ушел под воду !

Поклёвка ! Ура, — подумал я. Я резко подсёк рыбу и почувствовал, как согнулась удочка, а руки мои наполнились приятной тяжестью. Это большая рыба, таких я еще не ловил, — пронеслось у меня в голове. Сердце моё забилось сильнее, от радости я сильно разволновался.

Когда я вытащил рыбу, она сорвалась с крючка и упала на землю недалеко от вода. Не медля ни секунды, я кинулся к ней и схватил её обеими руками. Это был карась грамм на 300-400. В тот момент для меня он показался просто огромным, боясь его упустить я даже прижал его коленом к земле, пока переводил дух. Эта была моя первая большая рыба, я до сих пор помню, как положил его в ведро, а он, пытаясь выбраться, переглушил мне всю остальную маленькую рыбу.

В тот день я больше никого не поймал. Но моему счастью не было предела. Домой я уже возвращался, как опытный рыболов. Всё это читалось у меня на лице. После этого дня, я стал часто рыбачить на новом месте. Рыба попадались и крупная и мелкая, но в основном примерно вот такая, как на фото:

Все утро я ловлю рыбу

Сложно с чем-то сравнить это чувство, которое я испытал, когда поймал свою первую большую рыбу . Могу сказать одно- оно незабываемое. Поэтому так ценно — для меня. Сегодня я поделился этим хорошим и светлым воспоминанием с вами уважаемые читатели. Надёюсь, что после прочтения, вы тоже вспомните, что-то хорошее из своего детства и жизнь ваша наполнится радостью.

Спасибо за внимание. Буду рад ваши отзывам и поддержке. Подписывайтесь на канал.

Основным признаком предложения является наличие грамматической (предикативной основы).

Грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из главных членов (подлежащего и сказуемого или только из одного главного члена).

В соответствии с этим предложения делятся на двусоставные и односоставные.

В городе наступает ночь.

Грамматической основой данного двусоставного предложения является сочетание сказуемого и подлежащего «наступает ночь».

«Ночь…» Главным членом данного односоставного предложения служит слово «ночь».

Подлежащее — главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?

При этом подлежащее может выражаться разными частями речи.

Кедр белеет под снегом.

Что? кедр – это подлежащее, способ выражения – имя существительное.

Он уехал в столицу.

Кто? он – это подлежащее, способ выражения – местоимение.

Сытый голодного не разумеет.

Кто? сытый — это подлежащее, способ выражения – субстантивированное имя прилагательное.

Семеро одного не ждут.

это подлежащее, способ выражения – имя числительное.

Готовиться к экзамену непросто.

Что? готовиться — это подлежащее, способ выражения – инфинитив (неопределенная форма глагола).

Побеждают только верящие.

Кто? верящие — это подлежащее, способ выражения – причастие.

Наконец наступило завтра.

Что? завтра — это подлежащее, способ выражения – наречие.

Таким образом, подлежащее может быть выражено и служебными частями речи: предлогом, союзом частицей.

В воздухе прокатилось «ура».

Что? ура — это подлежащее, способ выражения – междометие.

Мать с дочерью гуляли в парке. Кто? мать с дочерью.

Несколько учеников стояли около класса. Кто? несколько учеников.

В данных предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

Грамматическая основа является предикативным ядром предложения

Предикативность это отношение высказывания к действительности.

Предикативность базируется на следующих понятиях: синтаксическое время и модальность.

То, что сообщается в предложении, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем).

В предложении «Ночь наступила.» синтаксическое время прошедшее.

В предложениях «Ночь наступает. Ночь…» синтаксическое время настоящее.

В предложении «Ночь наступит.» синтаксическое время прошедшее.

Не всегда синтаксическое время совпадает с временной формой глагола. Например, в предложении «Завтра мы идем в кино.» синтаксическое время будущее, не смотря на форму настоящего времени глагола «идти».

Второй категорией предикативности является модальность, которая выражает отношение сообщаемого к действительности.

В предложении сообщается о реально осуществляемом факте действительности или ирреальном — требуемом или желаемом и возможном.

На дворе осень. – реальная модальность, т. к. сообщается о реально осуществляемом.

Пусть наступит осень! – ирреальная модальность, т.к. сообщается о требуемом.

Давайте рассмотрим алгоритм работы с грамматической основой предложения

1. Внимательно рассмотрите предложение и определите его основную мысль

3. Определите сказуемое в предложении

4. Отметьте в предложении найденную основу

5.Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую структуру предложения

Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с другом грамматически и по смыслу, то это указывает на простое предложение.

Если подлежащие и сказуемые независимы и имеют самостоятельное значение, то перед вами предложения с двумя или более основами, между которыми есть сочинительная или подчинительная связь. Это сложное предложение

Теперь в качестве повторения материала на конкретных примерах потренируйтесь в определении грамматической основы предложения.

1) Упражнение. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной. 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Упражнение . Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.

а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)

б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)

Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.

1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)

Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.

а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.

Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.

1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристикиСлово может быть разобрано в 4-х вариантах
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Рыбу ловлю по утру!
    Раина Жданова

    Дача у самой реки
    В чудном сосновом бору.
    По выходным дням
    Рыбу ловлю по утру!

    Рыбу ловить для меня-
    Счастья большего нет!
    На свете не знаю лучшего,
    Чем так встречать рассвет.

    Лёгкий туман над водою.
    Зеркальная гладь воды.
    Чистый, смолистый запах,
    Идущий от сибирской сосны.

    Солнце вот-вот взойдёт.
    Вся в ожидании клёва.
    Радость сдавила мне грудь
    От будующего улова!

    И вот уж рыбка проснулась,
    Запах прикормки чует,
    Круги по воде пошли,
    Хватает прикорму, ликует!

    Солнышко спину ласкает,
    Птички песни запели.
    И лес, и река, и горы
    Раскрашены акварелью!

    Медленно туман от реки
    Её пеленой накрывает,
    Всё выше и выше в горы
    Клубок облаков поднимает.

    Как хорошо на рассвете
    Всё это мне созерцать!
    Такую природу дивную
    Мог лишь Всевышний создать!

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Оставьте комментарий