Среди приангарских рыболовов-любителей довольно прочно установилось разделение на две категории: одни ловят только в самой Ангаре — в определенных излюбленных местах, обычно с лодки, другие холодной красоте Ангары предпочитают не менее живописные и привлекательные берега ее притоков.
Красивые и разнообразные пейзажи рек Иркута, Китоя, Белой напоминают родные места десяткам тысяч жителей, переселившихся в Приангарье за последние годы из Средней России, с Урала и Украины. В этой статье мы хотим поделиться многолетним опытом ловли в притоках Ангары.
Реки Иркут, Китой, Белая берут начало в горах Саяна. Типично горные и бурные в верховьях, они приходят к Ангаре уже значительно присмиревшими, хотя километрах в 40—60 от устья и изобилуют еще стремительными перекатами — «шиверами», где скорость воды достигает 12—15 километров в час (особенно на реке Китой). Здесь часты острова, разделяющие основное русло на многочисленные рукава, протоки, старицы и заливы. Глубина рек меняется от полуметра на широких перекатах до 3 метров в плесах и ямах.
В спокойных устьях водятся преимущественно ельцы, щуки, налимы; километрах в 10—15 выше по рекам, где течение быстрее, начинают попадаться хариусы, ленки, таймени.
Наиболее увлекательна ловля хариусов.
Местные рыбаки которые очень любят смотреть Реслинг WWE утверждают, что весной, перед вскрытием рек, т. е. в апреле — мае, хариусы входят из Ангары в притоки и поднимаются для икрометания на значительное расстояние вверх, а перед ледоставом снова спускаются в Ангару. Но, учитывая, что на незамерзающих местах в верховьях хариусов ловят всю зиму и в притоках они не крупнее 400 граммов, а в Ангаре попадаются и свыше килограмма, вернее будет предположить, что все притоки заселены местными хариусами, которые для нереста уходят в мелкие речушки, а затем возвращаются на старые места. По достижении какого-то возраста (вероятно, 5—7 лет, соответствующего весу в 350—400 граммов) хариусы, возможно, уходят навсегда в Ангару.
Ловить хариусов можно сразу, как только на реках появляются промоины — в средине апреля в верховьях, а в конце апреля и ближе к устьям: ледохода и весеннего подъема воды в этих реках не бывает.
По рассказам старожилов, в «былые времена» хорошо ловили й на донку и «на верховую» длинным (7—9 метров) удилищем. Теперь же при общем уменьшении рыбных запасов (из-за интенсивного молевого сплава леса, сталкивания застрявших бревен вместе с прибрежной галькой бульдозерами и «глушения» рыбы взрывчаткой) ловля на донные редко дает десяток хариусов за день, а ловля «на верховую», хотя и добычливей, но из-за тяжелого удилища так утомительна, что вместо развлечения и отдыха превращается в тяжелый труд.
В последние годы и на Ангаре и на ее притоках для ловли хариусов стали применять самодельные удилища с катушкой. Длина удилища 3,5—4,5 метра, диаметр катушки 200—250 миллиметров, пропускных колец ставится два либо одно — только на вершине. Это — снасть универсальная: ее используют, как донку, — забрасывая приманку далеко от берега; для верховой ловли; для ловли ленков «на покитную», когда приманка (крупная искусственная мушка) с тяжелым грузом, без поплавка, поддергиваемая рыболовом, описывает дугу по дну реки; для ловли в проводку с большим поплавком и тяжелым настроем и, наконец, для ловли на блеску или мертвые рыбки.
Ловля с катушкой (здесь говорят «на рулетку») добычливей, ко из-за большой длины спускаемой лески часты неудачные подсечки, да и слишком много времени уходит на обратную подмотку. Фабричные катушки из-за малого диаметра не применяются.
Наиболее интересной, активной и результативной мы считаем ловлю обычным маховым удилищем в проводку. Полагая, что наш опыт можно использовать при ловле на многих горных реках, расскажем об этом подробнее.
Удилище. Длина его должна быть 4,5—5,0 метра с очень тонким (2 миллиметра) и гибким концом и настолько легкое (350—400 граммов), чтобы держать его одной рукой.
Удобны бамбуковые, составные из трех колен. Удилище короче 4,5 метра сильно уменьшает зону ловли, длиннее 5,0 метра, как более тяжелое, утомляет при длительной ловле. Комель удилища для большего удобства следует отделать пробкой либо обмотать в два слоя киперной лентой по клею. К торцу комля надо привинтить свинцовый «грибок» весом в 100 граммов. Мотовильце (для наматывания лески при разобранном удилище) делается на верхнем колене, а не на нижнем, чтобы не отвязывать леску при каждой разборке удилища.
Леска —«жилка» (из полиамидной смолы), диаметром 0,3 миллиметра. Поводок диаметром 0,15—0,20 миллиметра и длиной 150— 180 миллиметров с петлей на конце, что позволяет просто и быстро заменять его.
Крючок — 6 х 0,5 х 22 — желательно белый или светло-желтый.
Длина лески на 50 — 100 сантиметров длиннее удилища.
Настрой (система грузил) —делается нетяжелым (4—6 граммов), но относительно длинным; правильное его устройство очень существенно для ловли в быстрых реках. Его назначение — не только облегчить заброс длинной лески и быстро опустить насадку на дно, но и максимально выпрямить леску от поплавка до нижней дробины, что улучшает подсечку. Поэтому настрой следует делать из нескольких все увеличивающихся дробин — от дробинки диаметром 3 миллиметра у поводка до картечи диаметром 6 миллиметров у поплавка.
Расстояние между первыми тремя дробинками по 30—40 миллиметров, между каждой последующей парой расстояние увеличивается на 30—50 миллиметров. Общая длина настроя должна изменяться в зависимости от глубины реки, поэтому пять нижних дробинок зажимаются на леске плотно, а верхние должны иметь возможность перемещения — в зависимости от положения поплавка.
При глубинах больше или меньше метра три верхних груза соответственно раздвигаются или спускаются вниз.
Поплавок. Проводочного типа, лучше всего осокоревый, длиной около 15 сантиметров и диаметром 1,5 сантиметра. Годятся появившиеся в продаже пластмассовые пустотелые поплавки длиной 16 сантиметров (не ярких цветов), но настрой к ним требуется легче. Поплавок и груз следует подбирать так, чтобы на спокойном течении над водой было 3—4 сантиметра поплавка.
В целом вся удочка должна быть легкой, изящной и, как говорят, «играть в руке».
Насадка. Может быть естественной, искусственной и комбинированной.Ранней весной из-за отсутствия естественных насадок приходится ловить только на искусственные «мушки». В это время хариус берет в основном на светло-желтые мушки. После вскрытия рек, когда обнажатся берега и станет возможным добывать «козявку» (местное название личинки-поденки или перлянки), ловят на «козявку» или желтую мушку с дополнительной насадкой «козявки». На такую комбинированную насадку хариус берет охотнее, вероятно потому, что более яркая мушка видна на большем расстоянии.
В мае месяце хариус берет уже на червяка, но хуже, чем на «козявку». Хариус очень разборчив и берет не всякого червя. Лучшие черви — светло-розовые, со светло-оранжевым или желтоватым пояском, длиной 4—5 сантиметров и не толстые. Такие черви водятся в суглинистой и супесчаной почвах на лугах и под кустарниками — в полусгнивших мокрых листьях.
Перед рыбалкой их два-три дня вымаривают (т. е. морят голодом) в сыром, промытом мху, где их кишечники освобождаются от земли и червяки становятся почти прозрачными, более упругими и, вероятно, с точки зрения хариуса — более аппетитными. Морить червей можно также во влажной пакле, тряпке, размоченной и отжатой бумаге.
На навозных и огородных червей — темно-красных с почти черной «головкой» хариус берет плохо, а иногда и вовсе не берет. При отсутствии хороших червей следует отрывать темную головку и ловить на более светлый хвостик, подсаженный к розовой или оранжевой искусственной мушке. Червяка насаживают с головки «чулком», закрывая им ушко крючка и оставляя свисающий с жала кончик в 1—1,5 сантиметра.
Сначала июня и до сентября ловят на кузнечика, на желто-зеленую (цвет брюшка кузнечика) или оранжевую мушку, на «бутерброд» из мушки с кузнечиком и на червей.
В общем, наиболее интенсивный клев хариусов наблюдается со средины августа и до ледостава. В это время бывают дни, когда хариус хватает любую насадку, но наиболее охотно берет хорошо моренного червяка. Мушки применяются более темные: темно-оранжевые, коричневые, темно-коричневые и красно-бурые.
Мы перечислили наиболее применимые насадки, но, кроме них, весной ловят также на слегка отваренного, до покраснения, «бор-маша» (бокоплав), на икру широколобки (бычка), на вареный картофель, на белок крутого яйца, на личинку короеда, на белую или чуть розоватую искусственную мушку. Универсальной насадкой является все же «белоголовый» червяк, и их нужно иметь при каждом выезде.
Экипировка рыболова. Может быть любой, но высокие резиновые сапоги обязательны. Желательно иметь носимую через плечо сумку для рыбы (с клеенчатой подкладкой), с нашитыми на ней наружными кармашками для неизбежных коробочек с «запчастями» и насадками.
Места ловли. Вообще говоря, хариуса следует искать там, где сам он разыскивает себе пищу. Одним из видов питания хариусов являются личинки поденок и веснянок, рачки-бокоплавы, различные водяные жучки и клопы, личинки ручейников и жуков-короедов. Все это — донные жители, скрывающиеся между галькой и камнями. Замечено, что и хариусы держатся в местах с каменистым или гравийным дном, преимущественно в основном русле реки.
Бесполезно искать хариуса в заливах, заводях, старицах и тихих протоках, а также на песчаном, глинистом и илистом дне. Чаще ловится он в отходящем от берега течении; на повороте реки, вверху и внизу островов и полуостровов — здесь хариус стоит в ямках, бороздах или за камнем, поджидая смытую струей со дна или с берега добычу.
Держится он также вверху перекатов — если глубина больше 50—70 сантиметров, и особенно в нижней части перекатов. Почти всегда встречаются хариусы в проточных омутках и ямах глубиной свыше метра.
Летом они часто стоят у наветренного высокого берега или кустарников, откуда ветром сдувает в воду кузнечиков, бабочек, гусениц. Часты стоянки крупных хариусов в «углах» перед слиянием двух струй, ниже затопленного камня, затонувшего бревна. Узкие места реки плотнее заселены хариусами, чем широкие. В бурной быстрой струе он обычно не держится, а стоит около главной струи в более слабом течении, высматривая проплывающую добычу, но иногда, главным образом к вечеру, хариусы на короткое время выходят на стремнину.
Вообще можно сказать, что хариусы выбирают места, чем-то отличающиеся от общего «ландшафта» реки. Если по всему руслу быстрое течение, то он выбирает более тихое; если, наоборот, везде течение тихое, то он стоит ближе к быстрине, и т. д.
В небольших речушках, впадающих в основные притоки Ангары, тоже много хариусов, но ловить там удочкой трудно, так как они почти сплошь протекают среди густых зарослей деревьев и кустарников.
Привязанности хариуса к определенным местам непостоянны: часто бывает, что на участке берега, где рыболов привык вылавливать десяток-полтора хариусов,— ни одной поклевки, хариус ушел… Основное влияние на это оказывает изменение уровня воды, с чем рыболов всегда должен считаться. Весной и летом хариус часто держится на мелях с быстрым течением; осенью предпочитает ямы и борозды поглубже с ровным, средним течением.
Рыболов должен изучать облюбованный им участок реки, запоминать места и условия ловли, характерные особенности удачных мест. Через некоторое время он уже по опыту будет знать, в каком месте стоит задержаться и «побросать», а какое надо миновать, как пустое.
Техника ловли. Хариус не «клюет», как рыбы тихих рек, а, завидев волочащуюся по дну насадку, молниеносно на нее бросается и мгновенно топит поплавок. Если на секунду запоздать с подсечкой, то хариус либо выплюнет насадку (особенно искусственную), либо так заглотает ее, что приходится отрывать крючок или вспарывать рыбу — теряя дорогое время. Поэтому рыболов должен быть все время настороже, в любую секунду быть готовым к подсечке и мгновенно реагировать на движение поплавка.
Поплавок устанавливается с расчетом, чтобы насадка шла вблизи дна, желательно в 3—5 сантиметрах, но из-за неровностей дна такая точность обычно недостижима При некотором опыте глубина определяется не замером, а поведением поплавка. Грузила настроя регулируются соответственно поплавку.
Заброс делается несколько вверх против течения. Сразу после заброса рыболов поднимает конец удилища с тем, чтобы леска от кончика удилища до поплавка была почти натянута, но не задерживала бы свободного движения поплавка и насадки. По мере удаления поплавка рыболов опускает удилище, одновременно поворачивая его вслед за поплавком. Не следует давать леске ложиться на воду: это приведет к опозданию с подсечкой.
После того как течение натянуло леску и поплавок остановился, следует продолжать поворот удилища к берегу — в надежде на хариуса, разгуливающего на. мели. Второй заброс следует сделать несколько дальше, атретий—на всю длину вытянутой руки и лески, чтобы с одного места обловить возможно большее пространство. Обычно рыболовы первый заброс делают с берега, а для следующих входят в воду. Больше трех-четырех забросов в одном месте делать нет смысла — лучше не терять времени и переходить на другое место.
Если поплавок нырнул или, наоборот, слегка поднялся вверх — нужна немедленная подсечка. Подсекать лучше вверх и слегка на себя резким движением кисти и локтя; некоторая размашистость подсечки не опасна: гибкий кончик удилища хорошо пружинит. Подсеченного хариуса вываживают на берег не спеша.
С одного места редко удается поймать больше трех-четырех хариусов, поэтому нужно все время менять места, спускаясь вниз по берегу (хариус меньше пугается, когда к нему подходят спереди). Зачастую пройденное расстояние определяет и улов: хариусов нужно настойчиво искать, облавливая (по два-три заброса) все возможные их стоянки, забредая на островки и на перекаты. При равных других условиях всегда больше поймает тот рыболов, который обловит больше мест. В этом отношении ловля хариусов больше похожа на охоту, чем на идиллическую сидячую рыбную ловлю.
Часы ловли. Весной и летом в ясную погоду хариус начинает брать при восходе солнца. Клев усиливается часам к 12, затем начинает спадать. Между 2—4 часами дня клева почти нет. Вечером клев хуже, чем утром. В сентябре—октябре клев начинается через час-полтора после восхода солнца и до 4—5 часов вечера продолжается с одинаковой силой. В отдельные дни усиленный клев в течение 30—40 минут бывает между 3—5 часами вечера, после чего хариус совершенно перестает брать на грузовую насадку, но продолжает брать на верховую, так как в это время усиливается лет насекомых.
Влияние состояния воды и погоды. При подъеме воды со значительным помутнением клев совершенно прекращается. Если рыболов попал в это время на реку, то можно без особой надежды попытаться ловить у самой кромки берега на глубине 10—20 сантиметров. При небольшом помутнении (когда дно видно на глубине 70— 100 сантиметров) клев не ухудшается, а иногда даже усиливается.
Подъем воды без помутнения и падение воды на клев существенно не влияют, но хариусы при этом меняют места стоянок. Летом при быстром подъеме воды следует ловить на сливе ее с заливаемых низких мест, откуда сносит в русло различных насекомых, гусениц, личинок и т. п.
Перед резким ухудшением погоды, а также при северном ветре хариус берет плохо. При слегка пасмурной погоде клев лучше, чем при ясной. Слабый дождь клева не ухудшает.
При переменной облачности, если хариус вдруг перестает брать при набежавшем облаке, или, наоборот, после появления солнца приходится подбирать другие мушки того же цвета, но других оттенков— светлей при облаке, темней при солнце. Эти капризы хариусов связаны, можно полагать, с изменением видимой яркости мушки; червяка хариус берет одинаково.
Ловля на верховые мушки. Бывают дни (и особенно вечера), когда хариусы усиленно «плавятся», выбрасываясь из воды чуть ни у ног рыбака, но упорно не хотят ловиться на грузовую удочку. Обычно это связано с усиленным лётом поденки и других насекомых.
Для таких случаев следует иметь запасную леску с верховыми мушками и поплавком с подгрузкой свинца и ловить там, где больше всплесков рыбы. Леску забрасывают поперек течения и, дав ей натянуться, описывают удилищем дугу. На «верховую» хариус подсекается сам, но из-за малых размеров крючка (№ 2—3) часто сходит. При ловле на верховую опыт рыболова имеет меньшее значение, и успех решает подбор мушки «по вкусу» хариуса.
Очень интересна ловля на «морсовика» (разновидность поденки), когда они, массами летая над рекой, падают в воду и немедленно поедаются хариусами, ленками, ельцами. Для ловли применяют тонкую леску (0,15—0,20) без поплавка и груза: крючок № 3 — возможно тонкий, чтобы не топил насадку.
Насаженного «морсовика» забрасывают с расчетом, чтобы он плыл свободно, не допуская натяжения лески, иначе он немедленно потонет; это легче достигается, если часть лески у крючка —30—50 сантиметров — лежит на воде. Хариус редко пропустит плывущего мотылька, но часто ухитряется сорвать насадку, не забирая в рот крючка. Подсечка здесь необходима, так как на ненатянутой леске хариус сам не подсекается.
Эта ловля возможна на спокойном течении и продолжается почти до темноты — пока рыболову видна насадка. Подмокшего, тонущего «морсовика» следует заменять. Большие затруднения при этой ловле представляет заброс невесомой насадки, поэтому лучшие результаты дает ловля с острова, с бона или лодки. Применение нахлыстового удилища и конической лески здесь, вероятно, было бы полезно.