Рыбалка в заполярье

Некоторые члены экспедиции ранее уже бывали на Дипкуне, но тогда проходили его под мотором, почти не тратя времени на рыбалку. Ненадолго отвлекшись от румпеля на спиннинг, они выяснили, что голец в озере есть, а вот сколько его и какого он размера, выяснить не удалось.

По слухам, в сети попадаются гольцы до 4 кг. На спиннинг, как это часто бывает, клюет гораздо скромнее. Во всяком случае, туристам-водникам, которые нередко здесь бывают, каждая пойманная рыба, судя по отчетам, давалась с огромным трудом.

Рыбалка в заполярье

Выбор места на озере представлялся простым решением — возле устья какой-нибудь речки. Не зная водоема, можно предположить, что корм для рыбы равномерно распределен по всей литорали, и лишь в районе впадения притоков его должно быть больше, а значит, и концентрация рыбы -выше.

Ткнуть пальцем в место на карте оказалось недостаточно. Нам требовалось два в одном — чтобы и приток был, и удобная площадка для посадки вертолета и разбивки лагеря. Найти искомое удалось не сразу — из-за затянувшейся жары засуха добралась и сюда, речки либо пересохли, либо обмелели, и в результате пришлось довольствоваться не мощным потоком, длинным языком уходящим в озеро, а ручейком, стекающим с прибрежных камней.

Круги на озерной глади возле берега наглядно свидетельствовали -жизнь тут есть. И в самом деле, первые же забросы принесли довольно упитанных хариусов — весом до 500 г, а чуть позже удалось наткнуться и на рыбку немного покрупнее.

Впрочем, «раздачи — не было. Хариус откровенно хищничал, охотясь на малька в прибрежной зоне. Его всплески случались даже в метре от уреза воды, на глубине в пару десятков сантиметров, но при этом рассудка при виде блесен он не терял. Одна-две рыбы попадались сходу, даже на тяжелые снасти, а вот с оставшимися на свободе надо было уже «договариваться».

Хариус мог по нескольку раз за проводку аккуратно постукивать по блесне, сопровождать ее до ног рыболова, но при этом не отваживаться на решительную поклевку. И что интересно, на искусственные приманки он увереннее нападал не под берегом, где лакомился мальком, а на глубине около метра. При этом было важно, чтобы «вертушка» шла как можно ближе к донным камням.

Для ставшего осторожным хариуса требовались уже легкие снасти да компактные приманки — миниатюрные крэнки с небольшим заглублением и «вертушки» до №3. Гольца же сходу добыть не удалось — лишь у одного рыболова была мощная, нехарьюзо-вая поклевка на крупную «колебалку», но рыба не засеклась.

Пришлось накачивать лодки. Изначально было понятно, что голец как основной хищник озера должен охотиться вдоль крутого свала на глубину, выскакивая время от времени на мелководье. Поскольку коллектив у нас был большим, вначале постарались добыть рыбу, высаживаясь на берег, но удача нас тут не ждала -тот же хариус.

Решили пройти «дорожкой», закинув за корму крупные колеблющиеся блесны. Не прошли вдоль свала и сотни метров, как случилась первая поклевка — это был долгожданный голец весом слегка за килограмм. Рыба даже в стоячей воде упиралась невероятно сильно для своего невеликого веса.

За первым гольцом попался еще один, затем еще.., Попробовали ловить с лодки взаброс — поклевки редкие, почти случайные, да и рыба клевала помельче.

Постепенно картина прояснилась. Солнечным днем голец держался вдоль свала пятнами: где-то его было много, а где-то не было вообще. Рыба, похоже, предпочитала бровки крутых свалов под высоким каменистым берегом и брала на глубине не менее 1,5 м. Впадающие в таких местах ручьи были дополнительным привлекающим хищника фактором, но, как мне показалось, не основным.

Огорчило, что ловля взаброс заметно уступала по эффективности «дорожению». Скорее всего, голец осторожничал и нападал на приманку, когда та была на значительном удалении от лодки, и кто больше сбрасывал лески, у того и клевало чаще. Впрочем, при охоте на пелагического хищника на бездонном озере с прозрачной водой такое бывает часто.

После ужина вышли на ночную рыбалку. За Полярным кругом ночь не ночь — густые сумерки, солнце лишь слегка закатилось за горку. И активность рыбы заметно возросла. Теперь вполне азартной получилась и ловля взаброс.

Голец кормился в широкой полосе начиная от прибрежного свала, причем явно придерживался поверхностного слоя воды. Излишне заглублять приманку необходимости не было. Вероятность поклевки была одинаковой что в полуметре от поверхности, что на глубине 2-3 м, А вот на глубине 10 м и более гольцовых атак мы так и не дождались, хотя и пробовали ловить в отвес с подсадкой кусочка мяса, что на других озерах частенько приносит успех.

Гладь озера оставалась недвижимой — царил полный штиль. Лодку можно было остановить в 20-40 м мористее свала и забрасывать буквально во все стороны. По логике свал притягателен для хищника, путь голец и пелагический, но охотиться удобнее, используя рельеф. И вроде бы первые поклевки подтверждали эту идею. Но поскольку забрасывать вчетвером с одной лодки в единственном направлении неудобно, то вскоре выяснилось, что рыба берет и ближе к середине озера, над неизвестно какой глубиной — эхолота у нас не было.

Рыбалка в заполярье

Голец ночью попадался не только почаще, но и покрупнее — под 2 кг.

Нельзя сказать, что ловился он на все — на многие приманки не было ни единой поклевки, но при этом у каждого рыболова оказалась своя «ударная» обманка. Мне чаще улыбалась удача, когда я цеплял на застежку «колебалку» LUHR JENSEN Krocodile, мой напарник по лодке Петрович вначале изрядно удивил гольца свимбейтом от SPRO, а потом и нас улови-стостью этой объемной приманки. А уже под утро неотразимой для гольца оказалась предложенная Игорем Фомичевым «вертушка» BETE Lotto. Она просто перелавливала все остальные, вместе взятые.

Сплав

Планируя протяженный маршрут по горной речке летом, крайне важно угадать с точкой его начала. Понятно, что, преодолев дальний путь с вертолетной заброской, все настраиваются на ловлю рыб с благородным жировым плавничком, а они, как известно, очень требовательны и к температуре воды, и к содержанию в ней кислорода. Искомое состояние реки обычно ближе к верховьям.

Но тут есть и другой нюанс. В середине лета уровень воды в реке минимален, и всегда есть риск, что она уйдет под камни, и сплав превратится в трудоемкий многодневный волок.

Организаторы нашей поездки наметили точку выброски выше озеро-видных расширений на Кочечуме, на карте напоминающих пузыри. Эти озера при взгляде из Москвы виделись прекрасным местом нагула для рыбы, а входы-выходы из них — отличными местами для рыбалки. Конкретной же информации, как уже говорилось, о реке был минимум. Собственно, это и стало поводом отправиться именно на Кочечум. Кого-то неизвестное пугает, а кого-то, наоборот, притягивает.

Вертолет, описав длинную дугу, заскользил вниз, — экипаж выбирал место для посадки. Я высунулся в открытую дверь, чтобы поснимать пейзажи с воздуха, и… вначале просто не мог понять, что именно фотографи ровать. Подо мной протянулась чуть ли не равнинная речка, вокруг которой синели многочисленные пойменные озера. Неужели это тот же Коче-чум, который столь стремителен в низовьях? Экипаж кивком подтвердил -они с точкой заброски не ошиблись.

Русло реки и озер на нем просматривались до дна. Вода оказалось светлой и прозрачной. Поразило обилие в ней ярко-зеленой растительности. Типично окунево-щучий водоем, но вот есть ли эти рыбы в горах, на большой высоте?

Когда вертолет уже медленно шел на бреющем, я пытался рассмотреть в прозрачной воде бревноподобные силуэты будущих трофеев. Увы, их не было, удалось приметить лишь нескольких некрупных рыб, удирающих от гула винтов.

Не ошиблись ли мы с местом высадки? Пожалуй, нет. Выше Кочечум представляет собой узкую горную речку, почти сплошную мелководную шиверу — это мы видели в иллюминатор с большой высоты, а если озера окажутся безрыбными, мы проскочим их под мотором, потеряв максимум день. Для двухнедельного похода потеря невелика.

Для разведки местности разбились на три экипажа, задействовав даже «грузовую» лодку. Перед «пузырями» вода в реке оказалась почти стоячей.

Течение обозначалось лишь на небольших сливах в местах сужения. Дно просматривалось почти везде -рыбы не видно, поклевок тоже.

Первых обитателей Кочечума мы встретили на перекате с полноценным течением на входе в первый «пузырь». Ими оказались сиги. Сходу соблазнить их на поклевку не удалось, и мы вошли в первое озеро. Течение тут было едва заметным, а значительная глубина скрывала от нас дно.

Рыбалка в заполярье

Мы медленно продвигались вниз, облавливая наиболее перспективные места. Поклевок все не было, и вообще непонятно, на какую рыбу тут можно рассчитывать. Чисто визуально — щучьи угодья, но ведь это верховья горной реки!

Все чаще нам на глаза попадались сиги, как одиночки, так и стайные. Приметив лодку, они отскакивали от нее в сторону, на крупные приманки внимания не обращали. Сиг, да еще и в немалом количестве, -это отличная кормовая база для хищника, но вот какого?

Ответ дал Анатолий Фомичев, выловив на крупную «колебалку» щуку весом около 2,5 кг. Значит, эта рыба здесь все-таки есть, а отыскивать на акватории именно щучьи угодья нетрудно. Дело пошло. Правда, щуки оказалось гораздо меньше, чем могло бы быть исходя из размеров озер, зато складывалось впечатление, что, увидев приманку, хищница тут же бросалась в атаку, готовая сожрать что угодно. Правда, размеры рыбы не радовали. Зато течение проявлялось чем ниже по реке, тем отчетливее, и это вселяло оптимизм.

И вот на выходе из крупного залива в основную реку Павел Бессонов заметил бурун от уходящей рыбы. По его словам, это была щука, и не менее чем на «трешку». Последовали забросы в направлении ушедшей рыбины, мой оказался самым удачным. Два оборота катушки, мощный удар — и спиннинг согнулся под тяжестью трофея. Да, эта рыбка была хороша, и заметно крупнее «трешки», — через несколько минут возле лодки всплыла метровая «торпеда».

Подвести такую рыбину к лодке оказалось гораздо проще, чем втащить в нее. По очереди примеривались к щучьему загривку, но ширины ладони для полноценного захвата ни у кого не хватило. Хищница же на каждое прикосновение отвечала мощным спуртом в глубину. В наших краях щука даже такого размера уже давно бы сдалась, а эта, казалось, обладала неисчерпаемым запасом сил. Теперь понятно, почему воспевают силу именно серьёзной щуки.

Наконец раскопали в лодке некое подобие подсачека без ручки. Голова щуки туда входила, но вот свернуться калачиком в мотне она отказывалась категорически. Пришлось уговаривать, после каждой неудачной попытки гася ее недовольные рывки.

Пока мы возились со щукой, подоспели другие лодки. Им тоже удалось побыть достойных хищниц, пусть и не таких больших. Решили все вместе перекусить в паре сотен метров ниже на косе напротив живописной горки. Отправились к месту пикника.

Я стоял со спиннингом в руках и вглядывался в воду. А местечко-то примечательное! Река сужается, и с каждым метром течение все заметнее. Бездонная вначале глубина сменилась очертаниями клиновидной ямы, один ее край представлял собой каменистый обрыв, другой — плавный галечный выход. На дне изумрудными шапкаими красовался мох. Впереди яма сужалась до узкой протоки под горкой.

И тут я увидел тайменя! Рыбина плиной больше метра плавно уходила от лодки. Ради интереса подбросил с преждением прицепленную к «вертушку» №6 от BLUE FOX. О гом, что может быть поклевка, даже не подумал, просто хотел посмотреть реакцию рыбы.

Равномерно вращаясь, блесна шла навстречу тайменю, под углом к нему. Казалось, что еще пара секунд, и приманка проскользнет мимо. И тут… плавный поворот головы, и через долю секунды вместе с потоком воды блесна оказывается в огромной пасти!

Рыбалка в заполярье

На берег пришлось высаживаться с пульсирующим глухими ударами спиннингом. Знал бы, что таймень может схватить приманку в паре метров от лодки, взял бы удилище помощнее, с ним было б посподручнее!

Спешно десантировались и остальные рыболовы. Игорь Фомичев уверенно заявил, что в таком месте таймень должен стоять парами, и быстрым шагом вышел на ударную позицию. Несколько забросов красно-белой блесны BLUE FOX Esox — и поклевка! Этот таймень оказался еще длиннее, но был более прогонистым.

Рыба рвалась на свободу, на поверхности воды то и дело вскипали буруны, но Игорь железной рукой вел трофей к берегу. Подняв фонтаны брызг на мелководье, рыба ослабила сопротивление и позволила подхватить себя, вытащить на берег.

Этого тайменя мы решили взвесить. Раньше в экспедициях СЕВЕРНОГО ПУТИ крупные рыбины просто измерялись, чтобы не ранить их крючком безмена. К этой поездке нашли безвредное для тайменя решение. Им оказалась карповая сумка для взвешивания. Рыба в ней не травмируется. В результате 15-килограммовый трофей спустя всего несколько минут реанимации спокойно отправился восвояси, размышляя над тем, что с ним, гордым хозяином реки, приключилось в последние минуты.

Больше на этой точке поклевок не было, а вот на выходе из подскальной протоки — самого узкого места между двумя озерами — все тот же Игорь Фо-мичев выловил еще одного тайменя, на этот раз небольшого; там же попалась и пара щучек.

После такого действа выискивать по заливам единичных щук казалось уже неинтересным, и мы решили уделять время лишь лучшим местам. Таким нам показался выход из «пузырей». Мелководное широченное озеро сливалось в реку через перекат с почти метровой высоты уклоном. Мощное течение, сразу несколько выраженных параллельных сливов, ямка за струей — после километров невыразительной акватории тут можно было рассчитывать на нечто интересное.

И первые же забросы обернулись яростными поклевками. К нашему удивлению, на крючках блесен оказывались щуки. Они хватали любые приманки — «вертушку», «колебалку» или «мышь» — подчас в самой струе. Выловив и отпустив полтора десятка хищниц, стали раздумывать, почему на струе оказалась именно эта рыба.

Наиболее логично, пожалуй, такое объяснение. Щука горных рек привычна к течению. По силе и скорости она почти не уступает лососевым, а под струей среди гальки наверняка были компактные ямы и канавки почти без течения, поэтому место для засады — лучше не придумаешь! Щука ниже переката дежурила солидная -весом от 2,5 до 5 кг.

При этом желающих попасть на столь теплое местечко было несравненно больше, чем оно могло вместить, поэтому не пустовало и мелководье выше переката, где дежурили хищницы поменьше — весом 2-3 кг. При взгляде на ровную воду глубиной всего 15-30 см не верилось, что там может кто-то скрываться, но заброс «вертушки» — и за идущей по дуге приманкой вдруг откуда ни возьмись появлялась стремительно приближающаяся тень…

Изгнать же щуку с переката было некому. На мелководье озера под палящими лучами солнца да в 30-градусную жару вода прогрелась и для того же тайменя была слишком теплой.

Исключение из щучьего правила на перекате оказалось только одно. Метрах в двадцати ниже, на краю компактной ямки, мне попался сиг весом 1,2 кг. Он оказался самым крупным за всю поездку. И что любопытно — он схватил очень даже немаленькую «вертушку» — №6 от BLUE FOX. Заглотить весь тройник сиг не мог при всем желании, но как-то умудрился нанизаться на одно из жал.

Рыбалка в заполярье

После облова переката самое время было подвести первые итоги. Сига здесь оказалось множество, правда, его поклевки были единичными. Щуки могло бы быть и больше, но она была голодна и азартна.
А вот мест, подходящих тайменю, нашлось всего два. Помимо упомянутой протоки под горкой мы нашли стекавшую из горного озера речку, в устье разбивавшуюся на два ручья.

Вода в них была ледяной и кристально чистой, ручьи впадали в глубокую русловую яму на Кочечуме в 100 м друг от друга — место для стоянки тайменя прекраснейшее.

Все экипажи досконально проверяли его на наличие рыбы, но поймать удалось лишь Павлу — на выходе из ямы он изловил почти килограммового сига, причем опять-таки на несоразмерно крупную для небольшого рта приманку — MEPPS Syciops №3.

Других выдающихся точек на участке протяженностью около 20 км обнаружить не удалось, а потому решение созрело само собой — после ночевки двигаться вниз по течению.

Карманные метеостанции Kestrel можно приобрести здесь http://50bmg.ru/karmannye-meteostancii/karmannye-meteostancii-kestrel/.

Оставьте комментарий