Впредгорьях текут удивительно чистые стремительные реки с абсолютно прозрачной водой, в ямах под скалами водится довольно крупный хариус. В нижнем течении река более спокойная, на перекатах местами еще сохранился таймень, а щука и крупный окунь ловятся регулярно. Тайга представляет собой смешанный лес с преобладанием ели, лиственницы, кедра и березы. По пути нам удалось пообщаться с местным населением — оленеводами, рыбаками и охотниками. Как мы выяснили, всех их беспокоит одна и та же проблема. Оказывается, существует программа развития региона «Урал промышленный -Урал Приполярный», разработанная правительством и предполагающая строительство железной дороги по восточным склонам Уральских гор. Местные жители в один голос кричат о том, что такое развитие им ни к чему, так как природа в этом случае будет загублена на корню. Чтобы разобраться, мы почитали прессу. Вот выдержки из различных источников, касающиеся данной проблемы. «Как сообщил журналистам губернатор края Ю. Неелов, основные грузопотоки региона в 2010-2015 гг. будут направлены по транспортному коридору с полуострова Ямал вдоль восточного склона Полярного и Приполярного Урала (железная дорога Обская-Полуночное)».
И далее: «Значение эффективной реализации проекта для Югры велико округа появляются дополнительные возможности не только развивать транспортную инфраструктуру, энергетику, но и формировать горнорудный сегмент промышленности. Энергетической базой для развития промышленности и социальной сферы станет строительство новых электростанций на базе Северо-Сосьвинских бурых углей (Люльинского, Тольинско-го и Оторьинского месторождений), залегающих в Березовском районе автономного округа».
Как следует из вышесказанного, по всем восточным предгорьям Приполярного Урала где есть горнолыжные базы отдыха начнутся крупномасштабные разработки полезных ископаемых. Бурый уголь, который не подлежит транспортировке, будет сжигаться здесь же. Одно только строительство железной дороги нанесет непоправимый урон экологии. Многие рыболовы, наверное, слышали о существовании национального парка «Югыдва», основанного в 1994 г. в западных предгорьях Приполярного Урала. Но, очевидно, мало кто знает, какая участь постигла людей из этих мест, прежде чем заповедник был организован. Я не знаю, как на сегодня обстоит дело с экологией в районе Печоры, но в предгорьях дело плохо, это точно. Наши друзья сплавлялись по реке Кожим пару лет тому назад, По их рассказам, река в среднем течении представляет собой корыто, промытое драгами золотодобытчиков, с бесформенными берегами, и начисто уничтоженной ихтиофауной. Мы своими глазами видели тундру, исполосованную везс группой ученых из Екатеринбурга, занимающихся исследованием проблем коренных малых народов Севера. В ходе беседы с профессором УРО РАН В. Г. Логиновым и директором Института экономики и управления Российского государственного профессионально-педагогического университета, профессором А. Г. Мокроносовым выяснилось, что хантов, манси, ненцев и коми, проживающих в районе предполагаемого строительства, в случае осуществления названной выше программы ожидают помимо экологической еще демографическая и этнокультурная катастрофы.
Экономическая же выгода от реализации этого проекта пока остается под вопросом из-за потребности в огромных объемах инвестиций. Возможно, для государства в целом допустимо и даже целесообразно реализовывать такую программу, но с точки зрения охраны природы и сохранения этнокультурных особенностей малых народов севера, это неоправданно. Может быть, стоило бы объявить восточные территории Приполярного Урала заповедными до того, как их постигнет участь района парка «Югыдва». Очень бы хотелось привлечь внимание рыболовной общественности к проблеме создания в нашей стране заповедных территорий с нетронутой природой.