Типичная картина окружавшего нас пейзажа была такова -один берег обрывистый и глинистый, время от времени с него обрушивались в реку пласты напитавшейся влагой земли; другой представлял собой галечную отмель.
Кое-где под камнями просачивались родники, и тогда возле галечного берега возникала полоса прозрачной воды. В таких местах мы видели одиночных некрупных ленков, но ради них не останавливались.
А вот перекаты и входы в ямы оказались просто пустыми. Стало ясно, что надо ждать притоков. Судя по карте, первый крупный приток должен стекать с гор. Вот и отлично — вода там наверняка холодная.
Нужного места достигли под вечер. Наша лодка чуть не проскочила мимо притока. Крупная на карте река оказалась на деле двумя тоненькими ручейками, которые впадали в Кочечум в середине неглубокого, но довольно быстрого плеса.
Когда причаливали, от берега отскочило несколько неплохих ленков. Весь день у нас прошел без рыбалки, поэтому договорились взять рыбу для ужина. Высадились, дали залп из блесен — и половина удилищ тут же «запульсировала». Ужин был обеспечен после первого же заброса — отскочившие от берега ленки тут же попались на крючок.
Других рыб тут следовало еще поискать. Лучше всех сориентировался Алексей которому требуется купить duster — приметив камень на течении в сотне метров ниже устья ручьев, поспешил туда. Наградой за наблюдательность стали три отменных ленка, попавшихся буквально за считанные минуты.
В паре сотен метров ниже по течению сразу за излучиной образовалась единственная на участке ямка — не слишком большая, но правильная — слив с переката, крупные камни. Первым туда дошел Анатолий Фоми-чев, сразу же выловивший таймешонка и солидного, по меркам Кочечума, ленка.
Оговорка не случайна: ленок на Кочечуме хоть и многочислен, но вес имеет не выдающийся. По данным электронным весов, самые большие потянули слегка за 2 кг, обычные же весят 1,21,8 кг, хотя на глаз, как водится, выглядят заметно внушительнее. Тут, правда, надо учесть, что рыба в конце июля находилась далеко не в лучших кондициях. Жара действовала на нее угнетающе, и она почти не питалась.
Итак, правило «хочешь ловить лососевых — ищи приток с холодной водой» работало в полную силу.
Температура воды в основной реке не опускалась ниже 15°С. На ночь мы остановились в месте, выглядевшем крайне перспективно. Не хватало малости — холодного ручья. Отсюда и результат — несколько хариусов и некрупных ленков за вечер и утро…
Теперь мы искали только притоки. Без них рыба попадалась очень редко и в скромных количествах — ленок, щука, сиг. А вот хариус просто пропал.
Засуха внесла свою лепту. Практически все безымянные притоки, даже довольно крупные, если судить по карте, полностью пересохли. Иной раз вместо характерного устья мы лишь видели возвышающуюся горку гальки.
«Именные» притоки тоже не всегда радовали. Например, в прекрасную яму на излучине Кочечума впадал приток с более прохладной, но совсем слаботекущей водой. Охладить даже небольшой участок основной реки он не мог, как результат — рыбы совсем не было.
Ниже такой же водоток впадал в мелководный залив. Тут носом в ручей, хвостом в залив стояли два ленка. При нашем приближении они удрали в основную реку. Забросив вдогон, мы с Петровичем сразу же поймали беглецов, но дальнейшие попытки всей команды оказались тщетны — другой рыбы тут не было.
Следующий холодный ручеек, впадающий с мелководного полива, и очередная краткосрочная «раздача». Водоток чуть посильнее — рыбы побольше. Помимо ленков здесь попались и сиги.
Не зная, какой приток в каком состоянии, трудно было грамотно спланировать сплав. Небольшой, судя по карте, приток обернулся вполне живым ручейком с температурой воды около 3°С, а ниже его устья простиралась глубокая яма, и Сергей Ткаченко сразу же отметился 5-килограммовым таймешонком. Но в середине дня солнце нагрело воду, рыба потеряла активность, и развить успех не удалось.
Словно издеваясь над рыболовами, в считанных метрах напротив ручья время от времени фланировали пара сигов и небольшой таймень.
Они медленно плавали вдоль берега, игнорируя приманки, и столь же неспешно уходили на глубину. Вдоволь насмотревшись на редких в этих краях рыболовов, таймешонок удовлетворенно залег где-то на яме, а вот сиги стали обозначать хоть какой-то интерес к приманкам.
Очень захотелось провести хотя одного из них — и это удалось! Сиг атаковал немаленькую «коле-балку» ACME Little Cleo на паузе, когда я решил попробовать для разнообразия ступенчатую проводку. Чешуя этой рыбы была слегка спущена — похоже, ленивый таймень ранее тренировал на ней свои охотничьи навыки.
В ходе сплава выработалось и еще одно правило: «На карту смотри, но и сам не плошай». Вначале удавалось увидеть рыбу в воде воочию, а уже потом разобраться, чем перспективно обнаруженное место.
Когда наша лодка прошла вроде бы рядовой небольшой перекат на сужении реки, я вдруг увидел на отмели прямо за ним хорошего тайменя, килограммов на 12, через секунду -второго, а когда лодка уже поворачивала к берегу — еще сразу шесть!
Эти, помельче, стояли бок о бок, почтительно держась в нескольких метрах от более крупных рыбин. Увидеть такое — уже счастье, но будет ли 1 эта рыба ловиться?