Балтийские рыболовные эксперименты

Фальстарт

Балтийские рыболовные экспериментыЧтобы добраться до Швеции, нужно проплыть до Стокгольма на пароме либо от Риги, либо от Хельсинки. От Риги по расстоянию ближе вышло вроде. Шенген в паспорте. Паром забронирован. Едем туда. Первые 150 км по рижской трассе пролетели как-то незаметно, а потом… началось ужасное. В смысле состояния дорожного покрытия. Если бы не на джипе ехали, то без картера и глушителя остались бы через полчаса такой езды. Дорога страшно раздолбана. Ну а потом случилось самое страшное. На 407 км трассы машина замигала оранжевым огоньком check engine и «сказала», что дальше не поедет. Трасса, лес кругом, фуры, 50 км до Великих Лук, коробка-автомат, и телефон не берет в низине. Весело… Кое-как связавшись с техцентром, получили информацию о том, что ничего сделать нельзя и нужно эвакуироваться. Еше веселее. К 9 вечера из Москвы пришел эвакуатор, и к 5 утра мы как огурчики были опять в столице. Покемарив несколько часов, к 10 утра радостно узнаем, что это «всего лишь» датчик коленвала накрылся и все в порядке. Можно ехать.

Через Финляндию

Все отлично. Только паром на следующий день из Риги не идет… А нам ведь к сроку. День тренировки все-таки никак не лишний. Узнаем, что такой же паром идет от Хельсинки. Но туда 1500 верст пилить от нашей столицы!!! И приехать нужно к следующему дню. Так что отдохнуть и поспать вряд ли удастся. Если б не на рыбачку ехать, давно бы плюнули и дома остались с такими неурядицами. Но охота пуше неволи. Помолясь, открываем новую карту и трогаемся. Питер — Выборг — Хельсинки. Длиннее почти в два раза, но зато дорога оказалась лучше. Небольшой раздолбанный кусок на подъезде к Петербургу, а в остальном прямо федеральная трасса. Отличная окружная вокруг северной столицы позволяет под 150 км/ч проехать. Главное — не проскочить поворот на нее. У нас ведь, как обычно: самый важный поворот самыми мелкими буквами написан. Если не гнать на подъезде к городу и искать значок «на Выборг», то все получится. А уж дорога от Выборга становится все лучше и лучше с каждым километром, приближающим нас к Финляндии. Вот и погранзона. Мы приготовились к тотальной проверке багажа… Но увидев шведскую визу, нас как-то, почти не глядя и не очень-то досматривая машину, быстро вытолкали с родины к финнам. Ну тут всего-то 200 км осталось и мы в Хельсинки. Время 4 часа ночи. Все, успеваем. Расслабились и стали искать мотель для ночлега. Но то ли мы были уже слишком уставшие, то ли их и правда тут не много. На трассе указатели вроде «Елочка и лавка» — сворачиваем. А тут и правда елочка стоит и под ней деревянная лавка. Пунктуальненько! Ладно, будем искать кроватку. Вот и «кроватка», свернули. «Добрый вечер, переночевать путникам есть где?» — «Есть! 200 евро с носа, и ночуйте». Жаба задушила. И мы поехали далее. Кончилось все тем, что проснулись мы уже в столице Суоми за рулем едушего по пешеходному тротуару джипа. Аллее! Так уже и до греха недалеко. Точно нужно поспать. Несколько часов сна сидя прямо за рулем показались волшебными.

Паром

Балтийские рыболовные экспериментыУказатели до парома легко заметны во всем городе и читаемы для человека любой национальности. Ибо изображен на них паром на синей воде. И написано: «Silja Line». Просто едете по стрелочкам и приезжаете. За 3 часа до отправления начинается загрузка автомобилей и эфемерная таможня, на которой никто ничего особенно не проверяет. Паспорт и билет из окна сунул, и «о-кей», проезжайте. На пароме зона duty free, и хотя пены все равно очень высокие, по нашим представлениям (например, бутылка Green Mark, сиречь наша самая обыкновенная «Зеленая марка», стоит тут 40 евро за 0,5!!!), для скандинавов этот паром как родник в пустыне. Финны и шведы катаются на нем друг к другу в гости и, находясь почти сутки в море, принимают алкоголь от души. К тому же им как жителям Евросоюза можно ввозить 90л пива и сколько-то там литров водки. Чудно видеть сытых капиталистов с нашими рыночными тележками, стоящими в очередь в магазин.

Но, похоже, для них это настоящий праздник. Ведь тут почти сухой закон. Нам, впрочем, было не до этого. Наконец отоспались.

Швеция

Страна эта богата и самодостаточна, так что никаких указателей на английском языке вы тут не найдете. Либо учите шведский, либо ориентируйтесь по знакам. Знаки все добросовестно развешаны и стоят заблаговременно. Трасса М9 или Е22. Ну, в общем, все как у нас. Дорожное полотно, конечно, без комментариев. Нивыбоинки, ни соринки. Если вдруг, не дай бог, бугорок, то за километр знаки начинаются «Внимание, бугорок!», ближе еще знак «Бугорок близко». Далее, слегка присев шасси на том, что у нас даже неровностью не называется, видим знак «Вы проехали бугорок». Если рядом с дорогой лес, то знак «Осторожно, лось!», если низину проезжаете — «Осторожно, кабан!». Да и то, это так, на всякий случай, ведьвесьлес напротяжении магистрали обнесен металлической сеткой. Так что проскакивают на асфальт только лисы да еноты.

На воротах базы

Добравшись наконец до Вестерви-ка к концу первого (и последнего!) тренировочного дня, мы, согласно инструкциям, полученным по почте, свернули по указателю на значок с изображением палатки, воды и лодки. Далее указатели в самом городке были исключительно на шведском языке. С небольшим трудом, но все же идентифицировав fiskicamp, как fishing camp, т. е «рыболовная база», и немного поплутав, подъехали к шлагбауму. Процедура получения ключа была настолько же проста, насколько и необычна для нас. В офисе пусто, а на улице стоит ящичек с дверцей. Вводите присланный заранее по электронной почте код, и в нужном ящичке загорается зеленый огонь. Открываете — там ключ от вашего дома и ключ от шлагбаума. По доброй русской традиции мы сперва въехали под кирпич в открытый выезд с базы и, найдя организаторов, уточнили все у них. И уж потом, вернувшись к воротам, по инструкции получили ключи.

Размещение

Балтийские рыболовные экспериментыДомики оказались весьма приличные. По-шведски скромные, но уютные. Холодильник, телевизор, плита, микроволновка, кофеварка, туалет, душ. В ванной пол с подогревом. Полный набор необходимого для релаксации оборудования. Питание розеток и электроплиты включается отдельными кнопками — всего на 1 час. Это для того, чтобы рыболов, торопясь на утрянку, не забыл утюг или кастрюлю на весь день под напряжением. Никакого room service тут нет. Все делаешь сам. Включая мойку и уборку домика после себя. Плохо приберешься, грозят штрафом. Правда, забегая вперед, следует заметить, что нас так никто и не проверил. Просто спросили: «А вы домик убрали после себя?». — «А то как же!» — ответили мы. Вот и вся инспекция. Шведский социализм. К ie6e как к человеку, и гы гоже по-людски изволь.

База

Несколько отдельных комплексов с домиками располагаются по всей огромной территории базы, по которой передвигаться можно только на собственном авто. Расстояния уж больно велики. Комплексы поделены на: 1 — стоянки для трейлеров с собственными «домами на колесах» с подведенными к столбикам розетками, 2 — небольшие однокомнатные и одноэтажные домики эконом-класса и 3 — «район» двухэтажных четырехместных домиков поприличней. Нам именно такой и достался. В середине всего этого «города» находится причал для лодок и собственно головной офис. Тут же вполне неплохой рыболовный магазин. Все для шведского стиля ловли щуки есть в ассортименте. Плетенка Power Pro 40—70 lbs, поводки Titanium соответствующей нагрузки и длиной 50см, джеркбейты и воблеры, Zalt, Salmo, CWC Strike Pro, Musky Mania, Fox, Bomber, «резина» устрашающих размеров и т. п. Катушки — мульты Shimano и Abu Garcia. Спиннинги в основном Rozemeijer (по понятным причинам) и Dragon (собственно по тем же причинам совместного бизнеса организаторов). Но все представлено весьма толково, и ассортиментом всего нужного снаряжения легко доукомплектоваться на месте, если вдруг что-то забыли.

Лодочная станция

Плавающий понтонный причал с крышей. Лодки Uttern длиной 4,5 метра, оснащенные моторами Yamaha, Suzuki, Honda. Все по 15л/с. Все четырехтактные. За выбросами в воду тут следят очень строго. Несколько катеров проводников. Это отдельная песня. Огромные 6 м суда с красивыми надписями Tracker, Magnum, Bass Boat, Sea Hawk. С маршевыми «моторчиками» в 150—250л/с, высоким полом, удобными силушками, эхолотами и GPS-ками с экранами, что твои телевизор. Гиды в отсутствие соревнований возят на рыбалку клиентов на этих своих катерах. Там и все точки забиты, и особенности учтены. Стоит это немалых денег, конечно, но результат практически на 100% гарантирован. В нашем же случае они выполняли роль судей и носились между командами по секторам, следя за соблюдением правил.

Организация

Вот и торжественное открытие. Бертус Розмайер собирает всех в конференц-зале. Целые 42 команды сегодня зарегистрировались на ЕРС 2007. Видно, что он рад. Говорит, в первый год (2003) было всего 2 команды. Начинает объяснять правила. В принципе мы их уже знали, но лишний раз послушать не повредит. Для начала каждой команде определяют лодку. Кто привез свои, а это сделали большинство европейцев, которым по Шенгенской зоне проехать 300 км с прицепом проблемы не составляет, те, естественно, на своих. Далее каждой команде присваивается свой порядковый номер (от 1 до 42 в нашем случае) по моменту регистрации. Номера пишутся на листках бумаги и кладутся в коробку. Доставая бумажки не глядя из коробки, судья определяет, кто в каком секторе ловит. Делится общее количество команд поровну на три части. И все этой определенной группой ловят в своих секторах до конца соревнований.

Наша лодка

Балтийские рыболовные экспериментыНу что ж, где наш крейсер, показывайте. Пластиковая лодка со смешным названием Uttern. Беленькая, красивая. Мотор Honda 15 Four Stroke. Бак стационарный на 10 литров, дополнительный бак на 10 литров, переносной. И якорь с веревкой. Отлично. Где-нибудь на «Пестовке» или на «Иваньках» были бы королями. А тут в сравнении с Tracker шведской команды CWC смотримся как «нырок» на фарватере рядом с баржей. Ну да ладно. «А эхолот?» — «А вам нужен?» — «А как же!» — «Ну вы знаете — еломался…» — «А заменить?» — «А вы знаете, все участники прибыли и эхолотов ровно на всех хватило. А ваш вот сломался…» (Немая пауза.) «Так вы ж сказали, что лодки укомплектованы эхолотами!!! Мы свой и не взяли. Главное, на машине ехали, нам перевес не страшен был бы…» — «Ну, постараемся что-то придумать», — сказал гид. Но по глазам было понятно, что ничего никто не придумает. Обидно… Новая акватория, ничего не известно. Без эхолота как без рук. «Ничего, мы дадим каждому подробную карту глубин!» Спасибо, утешили.

Марта и страховки

Карта эта стала нам понятна лишь к концу второго дня соревнований. Ничего привычного нам — суша желтеньким, глубоко —темно-синее, мелко — светло-синее и тому подобного — нет. Все на белом фоне. Какие-то непонятные значки и бакенные створы. Ужас! «Вот точка — это камень из воды торчит. А вот точка и вокруг еще четыре точки — это камень, и вокруг него подводные камни. Осторожно, их не видно. Винт сломать можно». Это ежу понятно, что тут и винт, и голову сломать можно… На всякий случай страхуем мотор (25 евро на четыре дня). А винт? «Не-е-ет, ребята… Винт не страхуется. За него платить в случае поломки». Понятно… Стало быть, вдвойне аккуратней будем. И так не очень-то разгуляешься, да еще и винт не страхуется. «А электростартер почему так «кричит» при пуске? Это нормально?» — «Да, да, — говорят гиды. — Звук страшный, но все работает». Забегая вперед, скажем, что на второй день он все-таки «гикнулся». Шестеренки окончательно стерлись, и все оставшееся время приходилось заводить «хонду» ручкой. Ну да ладно. Нам не привыкать. Гид прокатился с нами около 100 метров и, поняв, что лодкой управлять мы умеем, пожелал нам удачи и, спрыгнув на пирс, побежал по своим делам.

Акватория

Такие необычные акватории встречать нам приходилось лишь в районе Выборга на Финском заливе. Длинные заливы, соединенные непосредственно с Балтикой, связаны друг с другом протоками и каналами. Из самих заливов отходят боковые зашвчики, проливчики и черт знает что. Огромное котичество островов и просто камней и каменных гряд. Все, что ближе к грядам и островам, имеет скрытые камни и рифы по периметру. Если волны нет, часто этих валунов и не видно. А дунет ветер, и оказывается, что камешек-то всего пятисантиметровым слоем соленой воды прикрыт был. И наоборот, заметные на тихой воде камни на 30—50 см глубине становились абсолютно невидимыми при ряби на воде. Поначалу мы всего этого страшно пугались и в опасных местах двигались задним ходом, вглядываясь в ближайшие метры воды сквозь «поляроиды». Потом, освоившись с картой и наловчившись с разгону преодолевать сложные участки, быстро подняв ногу мотора над водой, стали действовать смелее и оперативнее.

Фауна

В воде медузы плавают, лебеди сидят на камнях, знак «Осторожно, лоси!» на ватуне стоит (в смысле, что переплыть тут они могут), утки кормятся в 5 метрах от борта, лошалый лосось проплыл, на острове белые грибы стоят на самом виду… И вы тут ловите шуку на огромные джеркбейты. Окунь, кстати, тоже жалует приманки покрупней. Какова картина? Чудеса, да и только. На самом деле обилие теплокровной живности обусловлено тем, что Вестервик — это что-то типа национального парка и никакой охоты тут нет. Грибы шведы просто не собирают, и все тут. А медузы и лососи — так это оттого, что балтийская вода рядом. Один раз мы выплыли в большую протоку и, узрев, что карта наша оборвалась, огляделись вокруг. И увидели огромный сухогруз впереди по курсу и узкую полосу суши за спиной. Мама дорогая! В море вышли!? Балтика… Ну его. Обратно идем.

No wind no pike

Балтийские рыболовные экспериментыЭту фразу («Нет ветра — нет щуки») мы слышали и ранее от команд Salmo Team и CWC, а также от гидов. И действительно, все очень похоже на правду. Как только начинает дуть ветер, перемешивая слои волы и гоня волны меж валунов, на мелководье вода становится мутной. На эту муть, видимо, подходит нехишная рыба. Пользуясь плохой видимостью и слышимостью как укрытием, щука тоже выходит на мелководье и кушает, собственно, эту рыбу, которую мы, кстати, так ни разу и не увидели. Потрошить ведь шуку нельзя. А в прозрачной воде она кула-то скрывалась. Определив для себя, что это балтийская селедка, мы, собственно, и успокоились. Ибо искать причины такого поведения хищника можно бесконечно. Тут тебе и послойное смешение соленой и пресной воды. И изменяющийся кислородный режим, и еше куча сопутствующих факторов. Какой из них определяющий, сказать сложно. Но факт остается фактом. Как ветер дует, так щука идет на мель (от 0,5 до 2,5 м, а в среднем 1,2—1,5 м) и жрет. Как ветра нет — нет и щуки. Ни на мели, ни в обозримых окрестностях. Или она есть, но не жрет. Шведы говорят, что далеко она не уходит, а стоит где-то в 20—30 м от мели и вроде как вполводы и очень мало активна. Ловить ее в таком состоянии очень трудно. Во-первых, по причине ее вялости. Во-вторых, из-за прозрачности воды. Даже идя за приманкой, но узрев лодку метров за 10, она разворачивается и уходит. В-третьих, даже если она клюет в такие моменты, то самым краешком пасти. И надежды на удачное вываживание крайне мало. Спиннинги жесткие, приманки тяжелые… Со всеми вытекающими.

Точки

Итак, касаемо самых удачных точек. Наиболее перспективное место выхода активной рыбы — это достаточно обширный меляк. Обширный «по-вестервикски» это типа 10 на 20 м. Больше там нету. Меляк этот должен быть напичкан выступающим из воды камнями и камнями, скрытыми под водой. Желательно, чтобы хоть где-то присутствовали водоросли. И чем положе свал с такого меляка, тем лучше. Положе «по-вестервикски», — это значит не просто прямой обрыв на 28 м глубину, а хотя бы пятиметровый по протяженности сват на хотя бы 12— 16 м. Вот приблизительный портрет уловистой точки. Относительно дующего ветра он может быть расположен и так и эдак. Четкой зависимости нет. Иногда клевало лучше на наветренном меляке. Иногда на подветренном.

Щука

Пятнистая в балтийской подсоленной воде чувствует себя весьма комфортно, как и окунь, кстати. Видимо, концентрация соли невелика и совершенно не влияет на их биохимию. Она (щука) достаточно длинна, ибо плавать приходится далеко, и очень буйная. На нашу русловую короткую и тяжеловесную «мамку» никак не похожа. Ярко окрашенная, в богатой кислородом воде, шука вынуждена проплывать большие расстояния и активно перемешаться по вертикали. Еда же, судя по всему, ей попадается крупная и богатая белком, потому растет она, конечно, быстро. Конкуренция на точках велика, и есть нужно быстро и алчно. Не успеешь — объедят подруги или своя же «пятнашка» слямзит. Двигаться нужно быстро — вдруг потом ветра неделю не будет? Похоже, что по совокупности всех этих причин не гонится хищница за мелкими приманками. На вертушку № 5 была всего одна поклевка. Тогда как на приманки размером от 10 см и больше клевала самая разная рыба. Даже от 700 г весом. Причем весьма жестко и уверенно.

Особенности ловли

Балтийские рыболовные экспериментыЛучше всего бьиь на Mecie первым. Это и так понятно. Но не всегда так удается. Так что мы довольствовались тем, что имели. Вставать на точку, конечно, лучше всего чуть под углом, с подветренной стороны. И кидается далеко, и площадь вся пробивается.

Опытные гиды, ловящие со своих быстроходных катеров, могут себе позволить обловить до 50 точек в день. Они быстро ставятся, иногда даже без якоря. Делают 3—5 проводок в нужном месте. Снимают самую крупную и активную щуку, и, взревев 150 лошадями, уносятся дальше. Тихоходным спиннингистам совсем не обязательно придерживаться такой же тактики. Все равно за ними не угнаться. Можно встать на точку прямо после отъезда таких «быстрых» ловцов. Если место перспективное, то. во-первых, шука тут почти на 90 % не одна стояла. А возможно, час назад она ушла или через полчаса подойдет. Так что вполне резонно поупираться. У нас было до 4—5 поклевок просто с одного места на такой точке. И если первые 4 рыбы были до 2,0 кг. то третья — под 4 кг. Да и от поимки настоящих «мамок» никто и нигде не застрахован. И все же самая продуктивная тактика складывается из четкого знания мест (точки занесены в GPS) и как можно более быстрого их облова (читай — быстроходной лодки). Что, собственно, и продемонстрировали шведы, немцы и французы, неоднократно ловившие тут ранее и занявшие ключевые позиции в чемпионате.

Приманки наточках

Первым делом стоит обловить самые мелководные участки. Прибойная зона глубиной всего в 10 см может принести щуку на 2 кг. Кидайте точечно под камушки, кустики водорослей и г. д. Наиболее уместной приманкой тут будет плавающий Salmo Slider 10. Далее следует основная зона. Та, что имеет наиболее однородную «плоскую» часть. Как правило, 1,0—1,2 м глубиной. Просто веерными забросами джеркбейта пробиваете площадь. Медленно тонущий CWC Buster Jerk создан именно для этого. Далее самые интересные с точки зрения поимки трофея — боковые свалы. Угадать наперед какой из них (правый или левый) будет рабочим, трудно. Потому сперва пробейте один, потом другой. Тут более других подойдет Zalt Z Medium (медленно тонущий) или старичок — классический Zalt в тонущем варианте. Для самых непонятных участков с неоднородными глубинами мы использовали Sebile Magic Swimmer. Его если и не атаковала рыба, то шла без поклевки до самого борта лодки. Чем-то он щуку страшно интересовал. Таким образом, можно было понять, стоит упираться далее или нет.

Очень интересные водоросли

Балтийские рыболовные экспериментыКамни и выходы россыпей, видимые над водой, как правило, имеют продолжение и под ее поверхностью. Там, где глубина до 2—Зм, это понятные и продуктивные участки. Но кое-где гряда идет и дальше и заканчивается где-то на 8—10м отметке. Как правило, начиная с 3—4 м и глубже, такие гряды обрастают водорослями. На «водорослях» при нас никто не ловил, и мы, конечно решили попробовать. Приметив при полном штиле места с огромными вытянутыми кустами водорослей (прозрачность воды тут просто фантастическая — до 5—7 м), мы решили обловить их. Если шука и есть тут, то скрывается в самих водорослях или где-то в глубине у их края. Единственным действенным орудием для такой ловли оказался CWC Big Bandit. Как ни странно, самый большой и самый тяжелый. Уджерков все не так, как у воблеров. Он оказался в действии самым медленным и плавным. Заброс, пауза, джерк тонет до 3—4-метровой отметки. Серия плавных «дергов», и приманка, виляя вправо влево, проходит несколько метров к лодке и почти столько же наверх. Опять пауза. Опять все сначала. Дерг, дерг, дерг, пауза… И вот в руку «тынь» — осторожное прикосновение щучьих челюстей к брюшку джербейта. А там тройничок Owner. Можно и не подсекать. В общем, интересно. К тому же так можно ловить в самую безветренную погоду.

Итоги

Балтийские рыболовные экспериментыКонечно, несколько слов нужно сказать и об итогах ЕРС 2007. Первое место заняли шведы (сами бывшие гиды Вестервикского лагеря — так что тут без вариантов). Второе — немцы (уже бывшие чемпионами два года назад и ловящие тут по 5 раз в сезон), третье — так же хорошо подготовленные итальянцы. Далее плотнячком до 10-й позиции сгрудились поляки из Salmo Team. Ребята усердно и сплоченно работали и закономерно заняли самые высокие «для смертных» места. Выше при таких конкурентах было просто нереально. К тому же у поляков было 10 команд! Ну а пгяее — все остальные вперемешку. Кому как повезло. Тут все решали сантиметры. Наше место оказалось в 15 шагах от последнего по куче случайностей и собственной глупости. Очень много шуки сошло в два первых дня соревнований, во время которых мы, пытаясь вызубрить правила наизусть, перехитрили сами себя, забив в голову, что keepnet — это подсак и им пользоваться нельзя. Всю рыбу пытались взять руками или захватами lipgrip. Лишь к концу второго дня, подняв головы и поглядев вокруг, спросили у судьи: «А чего это все нарушают?» И, не дожидаясь его изумленного ответа, поняли, что keepnet — это, конечно, садок (keep — хранить, net — сетка), а не подсак… Ну вот, бывает такое. И ведь язык-то знаем, и понятно все. Как клин в голову засел… И именно в тот день мы упустили самую крупную щуку, минуты две возя ее у борта и пытаясь подцепить захватом за губу… А как поехали с подсаком, так ничего серьезного уже и не попадалось. Опять же тренировочный день мы пропустили… И сразу в «бой» кинулись. Ну да это все отговорки. По большому счету мы, конечно, ни на какие места всерьез и не рассчитывали, а просто хотели попробовать. И для «попробовать» не так уж и плохо все вышло.

Оставьте комментарий