Давно это было. Примерно в феврале — марте 1978 г. я в компании блеснильщиков ловил со льда судака. Самое стабильное по уловам место располагалось чуть выше моста Павелецкой железной дороги. Большая часть судаковой ямы попадала в «запретку», поэтому то и дело возникали перепалки с охраной «стратегического объекта». Мне запомнилась одна довольно неожиданная особенность рыбалки в данном месте: в те относительно короткие промежутки времени, когда по мосту проходил состав, поклевок становилось намного больше.
Эта щука поймана в реке под самым мостом, когда по нему проходила колонна большегрузных трейлеров. Случай вспомнить о ловле «на поезд» представился лет через 15, Тоже рядом с мостом, только уже под Серпуховом, и не зимой, а летом. Формально это была запретная зона, но до известных кавказских событий охранники относились к нам лояльно, их даже самих интересовало, поймаем мы или нет.
Место само по себе очень интересное: небольшая, но довольно глубокая яма, завихрения за опорой моста, коса с травой… Даже если бы не было никаких грохочущих поездов, точка привлекала внимание. Но поезда-то были! И если в «спокойное» время удавалось расслабиться, то с подходом состава следовало не зевать, поскольку все самое интересное длилось от силы минуты две. Как только локомотив въезжал на мост, хищник начинал бесноваться: количество всплесков жереха за эти самые пару минут примерно равнялось количеству всплесков за 15-20 минут между проходом поездов. И главное — жерех не только бил, но и ловился что, как хорошо известно, бывает далеко не всегда. То же самое можно сказать и про судака: в основном он попадался именно «под поезд».
Первое объяснение, которое приходило в голову: мелкая рыба боится столь мощных шумов, начинает панически шарахаться, тут-то ее «потребляют» плотоядные. Однако такую версию пришлось отвергнуть, так как если бы рыба боялась грохота, то держалась бы от моста в доброй сотне метров, а ведь уклейка и пескари крутятся около опор постоянно. На самом деле, скорее всего. можно говорить о «зашкаливании рецепторов». Органы боковой линии той же уклейки в обычной ситуации извещают ее о приближении потенциально опасного объекта, коим является жерех или другая крупная рыба. А грохот поезда подавляет «средства обнаружения», чем в полной мере пользуются хищники, не затрудняя себя подкрадыванием к жертве или подкарауливанием ее в засаде. Жерех или судак просто врываются в стаю и устраивают там резню именно в то время, когда уклейка наиболее уязвима. Кстати, при прохождении тяжелого товарного состава интенсивность боя хищника оказывалась заметно выше, чем когда по мосту проходила электричка.
Продолжение эта история получила на одной из подмосковных рек среднего масштаба. Мост тот не железнодорожный, а автомобильный, и никакой запретной зоны под ним не было. Где-то на противоположном берегу велась разработка карьера, и по мосту время от времени проезжали груженные песком КамАЗы. Сооружение не было рассчитано на такие воздействия. Мост гремел и поскрипывал. Сразу ниже моста на реке находилась яма с «обратками» по краям. В яме, на джиг ловилась щука. Как вы думаете, в какие моменты было больше всего поклевок?
Резюме. Шум и грохот от разнообразного транспорта для спиннингиста выступает скорее как подспорье в ловле, а не помеха. Важно в конкретном месте это понять и сориентироваться.