О мастерах рыбной ловли ходит невероятное количество слухов и легенд. Некоторые считают, что таковых уже не осталось, кое-кто приписывает им сверхъестественные способности (например, умение ловить рыбу на шнурки от ботинок и т.д.), некоторые даже считают себя таковыми, давая бесполезные советы по поводу и без. Истина же намного проще, хотя именно из-за этой простоты осознать ее порой также сложно, как обучить поппер джиговой проводке. Волей счастливого случая автору удалось стать свидетелем поучительной беседы между рыболовом, несомненным мастером своего дела, которого его спутник с уважением называл Учителем и молодым человеком, которого для удобства изложения я буду называть просто Юный.
Так как некоторые фрагменты этого разговора могут оказаться сложными для понимания, автор оставляет за собой право ввести в этот примечательный диалог необходимые комментарии и объяснения…
Юный(опуская якорную веревку): Учитель, скажите, кого можно считать самым, что ни на есть искусным рыболовом?
Учитель: Самым искусным рыболовом, несомненно, можно назвать того, кто избегает привязанностей и следует естественному течению событий. Юный: ???
Учитель: Вот ты, сколько поймал сегодня? Юный (с гордостью): я поймал пять больших рыб. Учитель: А на что ты их поймал? Юный: На желтый «предатор» с красной спиной. Учитель: А в прошлый раз?
Юный: В прошлый раз я поймал четыре большие рыбы на желтый «предатор» с красной спиной.
Учитель: А на что ты ловил перед этим?
Юный (в растерянности): На желтый «предатор» с кра…
Учитель (заливаясь смехом): Так из тебя выйдет мастер по ловле рыбы на желтый «предатор» с красной спиной. Можно ли такого человека назвать самым искусным рыболовом?
Юный (после задумчивой паузы): Учитель, как же тогда следовать естественному течению событий?
Учитель (серьезно): Следовать естественному течению событий значит совершать действия в их гармоничной последовательности. К примеру, вымотал (переключает дужку лесоукладывателя)- перезабрось (перезабрасывает).
…Здесь совершенно очевидно, что мастер указывает на то, что вера в одну единственную приманку, а мне думается, это можно отнести и к стилям проводки и к используемым снастям превращает рыбную ловлю из сферы интуитивного поиска в рутинное наполнение садка и закрывает от нас нечто большее, то, что невозможно описать. Можно только сказать, с уверенностью, что это нечто, несомненно, ценнее, чем пять больших рыб. Не так ли?
Юный: Учитель, а на что сегодня ловили Вы?
Учитель: Сегодня я ловил на голую джиг-головку.
Юный: Учитель, но на голую джиг-головку не ловится рыба. Зачем же вы это сделали?
Учитель (усмехаясь): Если бы я тоже поставил желтого «предатора» мы бы поймали количество рыбы, превышающее не только разумные пределы, но и установленные квоты на вылов. А от этого никому нет пользы.
Юный: Учитель скажите, как же мне научиться извлекать пользу из каждой рыбалки?
Учитель: Это очень просто, главное избегать сравнений и воспринимать вещи такими, как они есть.
Юный: Как же это — избегать сравнений?
Учитель: Я объясню. Вот ты сегодня поймал пять больших щук, это какая рыбалка?
Юный (с энтузиазмом): Конечно хорошая!
Учитель: А вспомни на прошлой неделе, мы ездили за жерехом и ты ничего не поймал, да еще потерял свою заморскую чудо-рыбку. Это была какая рыбалка?
Юный (погрустнев): Плохая.
Учитель (снова заливаясь смехом): Вот ты и сравнил, забывая о том, что рыбалка не может быть хорошей или плохой, если ты умеешь извлекать из нее пользу. Не избавившись же от сравнений, останешься невеждой, даже если переловишь всю рыбу в реке. (Тут учитель запнулся, так как его приманка за что-то зацепилась, но невозмутимо продолжил). Воспринимать же вещи такими как они есть, значит понимать, что самый уловистый желтый «предатор» с красной спиной, несмотря на то, что он последний, можно в любой момент оторвать {тут он стал наматывать шнур на рукав куртки). Вот так (тут он сильно дернул).
…Оторвать последнюю приманку без тени сомнения, не побояться прослыть неудачником, оставшись без улова, испытывать острое удовольствие от любой рыбалки, независимо от результата — вот признаки истинного понимания природы вещей. Не ясно, можно ли с этим пониманием поймать рыбу на голую джиг-головку, но не стать жертвой погони за количеством трофеев, такому рыболову наверняка удастся.
Юный: Учитель, ответьте, вот вы все время говорите об особом состоянии ума, которое способствует максимальному успеху на рыбалке, но я читал трактаты, и во всех советуют разное…
Учитель (ухмыляясь): Что же, например?
Юный: Вот, например, в одном говорится, что ум надо держать в том месте, в котором находится ваша приманка, в другом советуют постоянно считать про себя, в третьем…
Учитель: Не утруждай себя перечислениями, скажи лучше к какому методу ты испытываешь наибольшее доверие.
Юный: О, Учитель! Я открыл собственный метод-концентрирую свой ум на острие крючка, и как только рыба прикасается к приманке, она становится моей добычей.
Учитель (кивая головой): Неплохой метод, но и у него есть недостатки.
Юный (несколько обескуражено): Разве?..
Учитель (очень серьезно): Древние говорили, что птица летит, и нет конца небу, рыба плывет, и нет конца воде, но если бы они хоть на секунду задумались о том, где им держать свой ум, то им бы некуда было ни лететь, ни плыть.
Юный: Я не понимаю, учитель, пожалуйста, объясните.
Учитель: Все очень просто — ухватившись за одно, теряешь все остальное. Любуясь облаком, не видишь неба. В данной же ситуации это обернулось тем, что ты ждешь поклевки, и не замечаешь, что рыболов вон на той лодке тащит уже третьего судака и нам пора менять место.
…В действительности очень тонкие замечания о природе ума. Основываясь на учении упомянутых мастером Древних, все, что происходит с нами на природе, происходит, прежде всего, у нас в голове. Отправляясь же на рыбалку, в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы не забыть дома свой ум.
Юный: И все-таки, Учитель, как же мне стать самым искусным рыболовом, как мне узнать главный секрет.
Учитель: Здесь все предельно просто. Главный секрет в том, что, став на этот путь, ты не должен останавливаться, каким бы не заманчивым был соблазн уверовать в свое всезнайство. Поставив для себя цель, забудь о ней и просто лови рыбу со всем старанием и внимательностью, на которую ты способен. И цель будет достигнута. Добившись же одной цели, увидишь сотни новых и поймешь взаимосвязь действия и результата. Тогда и искусство рыбной ловли придет к тебе само… (Тут Учитель резко подсек и конец фразы заглушил визг фрикционного тормоза).
…Пожалуй автор воздержится от комментариев, так как и без них все понятно, остается только надеет ся, что пользу из этой беседы сможет извлечь не только молодой рыболов по имени Юный.