Сразу после нерестового запрета на водоемах средней полосы, начинается увлекательная охота за судаком с кружками. В это время наступает температурное расслоение воды, кормовая рыба поднимается в верхние горизонты, где больше кислорода и пищи, а за ней устремляется хищник. Искать его при термоклине намного проще, особенно когда в этом помогает не одна спин-нинговая, а сразу несколько живцовых снастей. Традиционно мы отправляемся с кружками в Смоленскую область, на Яузское водохранилище, где «клыкастого» в достатке и где команду нашего журнала всегда ждут на базе «Яуза».
Про дорогу
Транспортное средство для экспедиции нам предоставила компания Honda Motor RUS LLC — это новый внедорожник Honda Pilot с 24-кла-панным двигателем V6 SOHC VTEC объемом 3,5 л. снабженным системой переменного управления цилиндрами, и с автоматической КПП Ему предстояло не только доставить пару рыболовов, снасти, 4-метровую надувную лодку и 15-сильный мотор в своем объемистом чреве, но и хлебнуть несколько километров настоящего бездорожья на подъезде к водохранилищу. Всю неделю до выезда то моросил, то в полную сипу лил дождь, поэтому ухабистая «трасса» получила неплохую пропитку, и мало кто из столичных или смоленских рыболовов решался преодолеть последние километры до деревни Савино, разве что местные уазики. Там, где кончается асфальт, мы увидели два десятка разнокалиберных транспортных средств, в том числе и внедорожников, не рискнувших покинуть обочину твердой дороги и свернуть в раскисшее поле. Честно говоря, меня тоже посетили некоторые сомнения в том. что наша двухтонная машина с колеей более 1700 мм сможет без проблем одолеть этот «намек на дорогу» с пробитыми в ней ямами от колес более узких коллег по бездорожью и мы не сядем на брюхо или не свалимся в поле. Оказалось, что мы недооценили Pilot. Вероятно, знаменитый японский производитель дал звучное название внедорожнику с явным на меком на его способности. Снабженная многочисленными электронными помощниками, умная машина, как опытный пилот, на самом деле помогает водителю преодолевать наполненные жидкой грязью скользкие колеи и ухабы, конечно, если водитель достаточно выдержан и не форсирует события. В обычном режиме Honda Pilot — автомобиль с передним приводом, а при ускорении или пробуксовке на мокром дорожном покрытии крутящий момент передается на все четыре колеса. Но мы-то попали в намного более жесткие условия, чем мокрый асфальт. И Pilot не сдрейфил. Прежде чем влезать в колеи полевой дороги и принимать грязевые ванны в оврагах, понадобилось всего лишь нажать кнопку над рычагом АКП, включив принудительную блокировку электромеханической муфты. Теперь в зависимости от ситуации до 70% крутящего момента может пойти на задние колеса. Такой режим эквивалентен блокировке не только межосевого, но и заднего межколесного дифференциала Сделать все это позволяет волшебная компьютерная система передачи задним колесам крутящего момента -Variable Torque Management Four Wheel Drive (VTM-4), которая опирается в своей работе на показания большого количества сенсоров. Для водителя главное — не спешить, а спокойно помогать машине держаться верного курса на дороге. Пожалуй, мне удалось достичь с «Японцем» достаточно полного взаимопонимания, и даже самые рискованные участки в низинах мы прошли без особой натуги. Последний подъем, поворот, и мы у ворот базы. Наш Pilot дышит ровно, и о мерзкой дороге напоминают лишь брызги грязи на крыльях и капоте, которые постепенно размывает все еще моросящий дождь. Отдыхай, железный товарищ!
Про рыбалку
Земной климат с каждым годом становится все неустойчивее. За четыре дня на Яузе несколько раз менялось направление ветра, скакало давление, проходили грозовые фронты. Метеозависимый судак в такую погоду чувствует себя неважно, особенно крупный В первый день вышли на воду рано, выставили на испытанном месте напротив устья реки Дырянки красно-белые кружки. Живец — небольшая уклейка, которую наловили еще вчера (по дороге на базу) в неширокой здесь Рузе, Поводки на кружках — из флуорокарбона, крючки -«райдеры», которые судак не чувствует при заглатывании живца. Должен быть термоклин, а на экране эхолота — никаких признаков температурного расслоения и рыба видна на всех водных горизонтах. Ставим живца на разных глубинах, чтобы понять, где хищник наиболее активен. Глубина тони-5,5-7 м. Опускаю в воду второй кружок, а в этот момент на первом — перевертка Проверяю — живец сбит. Бросаю буй в районе поклевки и выставляю остальные кружки, а за кормой вижу еще две перевертки. Поклевки следуют одна за другой, причем на всех глубинах, живец сбит или покусан, а по следам от клыков определяем, что уклейку атакует совсем мелкий хищник. Наконец, ловим одного из виновников переполоха: судачок примерно на 200 г глубоко заглотал живца и отпустить его уже нельзя. Еще пара поклевок таких же недомерков, и я сворачиваю ловлю. Понятно, что крупная рыба брать не хочет, а переводить живца и калечить недомерков нет смысла. Напрашивается вывод или вопрос: если с рассвета до 9 часов клюет такая мелочь, возможно, более крупный хищник выходит на охоту позже? Совсем не похожа такая ситуация на прошлогодние рыбалки. Может, дело в отсутствии термоклина7 Следующий выход на воду — после девяти. Ветер поменял направление на почти противоположное, и на водохранилище загуляла волна. За кружками стало следить труднее пришлось сократить их количество. Теперь мы выбрали акваторию между островом и деревней Аржаники. Первый кружок перевернулся, когда я устанавливал третий по счету. Пока плыл к нему на веслах, судак размотал всю леску и потащил кружок против волны. Большую лодку тяжело гнать против ветра, поэтому включаю мотор. В конце концов достаю судака всего на 1 кг. а шума «клыкастый» наделал немало Еще раз прогоняю три кружка через место поклевки, но результата нет. Видно, здесь нет концентрации хищника. Следующая поклевка произошла только через час, в середине плеса. Затем еще одна и на этом — все Налетел грозовой фронт, волна стала еще выше, и рыбалку пришлось прекратить. Новый день оказался не лучше, с утра задуло, и мы остались в тихом речном заливе, чтобы заняться ловлей леща. Тут дело пошло, рыба быстро подошла на прикормку и подлещики до 1 кг исправно начали клевать на маховую снасть. Кстати, все наши яузские приключения запечатлены на видео, и наши читатели увидят их в видеоприложении к журналу Домой. Несмотря на то что почти все время с небольшими перерывами лил дождь, не давая ветру просушить разбитую полевую дорогу, до асфальта мы добрались без приключений. Pilot как будто запомнил все ухабы в своей компьютерной голове и не подкачал, а нам не пришлось надевать экстремальные сапоги и искать трактор. На асфальте машина как будто преобразилась, видно, кроссоверу надоело ползти по хлябям, и он рванул, рассекая дождливый воздух, разбрызгивая колесами лужи и отмывая грязные разводы небесной влагой.
Не буду долго говорить о комфорте езды на этой машине, регулируемых во всех плоскостях сиденьях и богатой электронной начинке, которая помогает водителю решать дорожные ребусы. Упомяну лишь об объемистом кузове, куда можно загрузить сколько угодно нужного и не очень рыболовного скарба, о задней двери, которая открывается автоматически, что необыкновенно удобно при погрузке и разгрузке, о достаточно экономичном для такой громадины бензиновом двигателе с системой переменного управления цилиндрами VCM (Variable Cylinder Management), благодаря чему существенно экономится топливо. Система VCM имеет несколько режимов работы, при которых задействованы три, четыре или все шесть цилиндров в зависимости от условий и характера езды. При оптимальном расходе топлива подсвечивается индикатор ЕСО, расположенный над тахометром, и, руководствуясь им, можно легко поддерживать режим езды в экономичном режиме. Подробная информация и отзывы о Pilot есть на многих автомобильных сайтах и в профильных изданиях, а я. честно говоря, испытал и ощутил далеко не все возможности этой машины. Да, чуть не забыл: Pilot может буксировать двухтонный трейлер, а потому ко всем его достоинствам прибавляется возможность для рыболова возить с собой солидное судно или дачу на колесах. При нашей неразвитой прибрежной инфраструктуре это большой плюс для любителей активного отдыха на природе.