Все разнообразие катушек для спиннингов можно поделить безинерционные и инерционные. Различаются они тем, что у последних при забросе вращается барабана катушки и возникает момент инерции, это приводит ко многим негативным результатам. В безинерционках при забросе леска выходит через боковую кромку неподвижной шпули и этим не допускает скидывание лишней лески.
Оба варианта катушек имеют преимущества и недостатки. К преимуществам инерционных катушек относится их качество намотки лески, к минусам – не получится далеко закинуть легкие наживки и склонность к скидыванию излишней лески, что зачастую приводит к появлению «бороды». Нужно так же сказать, что для работы с инерционками нужен некоторый практический навык.
Безинерционки за счет конструкции дают возможность работать с легкими наживками, почти исключают появление «бороды», но во время подмотки перекручивают леску. Невзирая на это сегодня безинерционки являются самыми популярными, почти полностью вытеснив инерционки и составляют большую конкуренцию мультипликаторам.
Любая безинерционка имеет шпулю, куда наматывается леска. Для намотки служит лесоукладыватель, который при забросе отводится в сторону. Во время подмотки при первом обороте рукояти лесоукладыватель становится в начальное положение, леска становится на ролик лесоукладывателя и начинается наматывание. При укладке лески шпуля делает возвратно-поступательные перемещения и выходит сотовая намотка лески, это способствует беспрепятственному выходу каждых витков лески во время заброса. Задняя часть шпули делается удлиненной и закрывает передаточный механизм катушки, не допуская ее попадания при намотке.
В любых безинерционках используется определенная конструкция тормоза, для задания необходимой нагрузки на леску при выуживании. Регулировка тормоза делается или с помощью барашка на шпуле, или с помощью специальной ручки, которая находится сзади. Последний способ наиболее удобен при выуживании.
Конструкции современных безинерционок различных изготовителей имеют множество отличий, например, материал шпули и корпуса, вид и число подшипников, конструкция механизма и т. п., но тут они не рассматриваются из-за большой зависимости качества катушки, при изготовлении конкретных элементов. Статистика показывает, что даже простая катушка с несколькими подшипниками, сделанная на хорошем уровне в работе гораздо лучше, нежели 6-7-подшипниковая катушка плохого качества.